Смекни!
smekni.com

Понятие страха в языковом сознании современного подростка (стр. 3 из 3)

¨ Черный

цвет смерти;

цвет темноты, а в темноте возникает страх неизвестного;

от страха часто темнеет в глазах;

этот цвет самый мрачный;

цвет пустоты;

цвет одиночества.

Итак, выстраивается ряд контекстуальных синонимов, которые в сознании подростков объединены черным цветом: смерть, пустота, одиночество, мрак, тьма, неизвестность. Из этого можно сделать вывод, что большинство современных подростков боится именно этих вещей — одиночества, смерти, неизвестности и т.д.

¨Серый

цвет стали, металлический и блестящий, начищенный;

когда человек чего-то боится, все вокруг сереет, меркнут лучи солнца, которые приносят радость;

он незаметно подкрадывается и другим не виден

С одной стороны, данные мнения можно объяснить тем, что серый — самый блеклый, самый незаметный из всей гаммы цветов, это почти отсутствие всех цветов. Но, с другой стороны, серый — цвет стали, а, следовательно – цвет холодного острого оружия, которое может больно уколоть, ужалить, т.е. цвет опасности.

¨Бесцветный

мы сами придаем ему цвет и форму;

он [страх] в сознании.

¨Разный

страх всех цветов, т.к. он повсюду.

¨Синий (нет объяснений)

¨Белый

потому что это природный, классический цвет.

¨Зеленый

от него зеленеешь.

¨Фиолетовый (нет объяснений)

¨Коричневый

от него темнеет в глазах.

Таким образом, все эти цвета символизируют собой страх в сознании современных подростков. Причем все эти цвета неяркие, темные, нет желтого, красного или голубого. Это наверняка объясняется тем, что у каждого может быть собственное мировосприятие, но существуют закономерности восприятия того или иного цвета и связанных с ним ассоциаций.

Кроме того, в анкете было задание нарисовать страх. Результаты этого задания были впечатляющими: бесспорно, фантазия у современных подростков хорошо развита. Однако мы сумели разделить изображения страха на две группы:

1) нечто бесформенное и темное, часто изображается в виде темных и светлых кругов или спирали (символом развития) и с большими глазами;

2) человекоподобное существо без лица, в широком балахоне и капюшоне, иногда с косой и длинными руками.

Некоторые писали, что страх невозможно нарисовать, страх можно только почувствовать.

Можно предположить, что дети, изображавшие страх как в первой группе не вполне осознают и понимают, чего они боятся, ничего конкретного, материального, только собственные размытые фантазии, закрепленные лишь на уровне подсознания. Здесь наблюдается смысловое сходство с группой эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровне сознания:

сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный, призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный и т.д.

Рисунки из второй группы, может быть, принадлежат детям, у которых вполне конкретные объекты страха. Например, в существе в балахоне и с косой можно без труда узнать "старуху с косой" — символ смерти. Значит, многие подростки боятся смерти, что часто бывает в их возрасте. Любопытно отметить, что у этих изображений нет лица. Выходит парадокс — ведь обычно на человеке, испытывающем страх нет лица, и в этом мы уже убедились, исследуя фразеологический словарь, но получается, что и сам страх не имеет лица. Страх отнимает лицо у человека, отнимает его индивидуальность, его рассудок, превращая в дикого зверя, который мотивирует свои поступки только инстинктами — убежать, спрятаться или начать безумно и отчаянно драться за свою жизнь. Но, поняв, что это лицо не то, которое он ищет, страх выбрасывает его, как больше ненужную помятую маску после утомительного маскарада, и направляется на поиски новой жертвы. Страх есть у каждого, не случайно у страха длинные руки, — он способен достать до самых бесстрашных на первый взгляд сердец.

Можно добавить, что, анализируя данные анкет, мы обнаружили, что рядом со словом страх часто стоит слово одиночество. Возможно, это объясняется душевным состоянием человека, испытывающего страх. У каждого свои страхи –– в этом наша особенность. Когда человек боится, он сталкивается с чем-то ему неприятным, чуждым, неизвестным, причем он остается с этим один на один, никто не может помочь ему это преодолеть, потому что никто не может проникнуть внутрь человеческой души. Таким образом, страх "отгораживает" человека от общества, как бы замыкая, запирая его в самом себе, не оставляя ни малейшей щели для побега.

Но, так или иначе, страх — неотъемлемая часть нашего бытия, вот почему так важно преодолеть, побороть его, перестать бояться собственной тени, ведь, по сути, в счастливом мире нечего бояться. Несмотря на страх, вершатся великие дела, которыми мы восхищаемся и которые пытаемся повторить. Страх — единственное препятствие между бытом и историей, но, как ни странно, оно намного более хрупкое, чем мы думаем.

Заключение

Целью нашей работы было исследование понятия страх в русском языковом сознании современного подростка.

Для более продуктивного исследования были выявлены языковые средства описания страха в словарях русского языка. Исследование различных словарей показало, что понятие страх глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Согласно словарным данным, страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.

В результате собственного исследования выявлены особенности восприятия страха современными подростками.

1. Их восприятие страха во многом совпадает с языковым понятием: дефинициация, источники, проявления, степень. Кроме того, аналогично языковому понятию, страх в сознании подростков персонифицируется, их описания характеризуют страх как живое существо, зверя или монстра.

2. В сознании подростков источники и проявления страха лишь конкретизируются, радикально не отличаясь от языковых.

3. Анализ анкет выявил множество индивидуальных особенностей восприятия страха как в виде самой дефинициации, так и в виде изображения.

Дальнейшее изучение данной эмоции предполагает увеличение количества информантов для получения более полной, подробной картины восприятия страха современным подростком, исследование языковых явлений, связанных с этой эмоцией, изучение способов выражения страха в речи или тексте. Подобная работа может расширить спектр понимания роли страха в современном обществе.

Возможно, данные лингвистического анализа могут быть использованы психологами для работы по преодолению страха.

Библиография

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986. (СА)

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.

3. Бирих А., Мокиенко В., Степанова Л. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Ростов–на–Дону, 1997. (СФС)

4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001. (СЭ)

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб, 1996. (ТДС)

6. Караулов Ю.Н. и другие. Русский ассоциативный словарь. 1994 (АС)

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. (СО)

8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1990. (ССТ)

9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971 (КЭС)