Смекни!
smekni.com

Правовая культура выступления (стр. 2 из 2)

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иног­да прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызы­вает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструк­тивным выводам.Поддерживает внимание сопереживание, возникаю­щее, когда оратор увлеченно описывает события, затра­гивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.Не остаются равнодушными слушатели и к довери­тельности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хоро­шо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявля­ется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.Экспрессия привлекает внимание, делает выступле­ние зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональ­ность оратора.

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слу­шатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усва­ивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.Оратору, обладающему чувством юмора, не приходит­ся прибегать к специальным приемам для поддержания внимания. Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.

2.4 Как правильно завершить выступление

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затяги­вает выступление, слушатели в Италии поглаживают под­бородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену.

В агитационных речах заключение несет большую на­грузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, но и эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это во­одушевило их, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеж­дающих речах в заключение часто звучит впечатляющий пример, подтверждающий то, в чем оратор убеждал ауди­торию. Вспоминается выступление перед выпускниками школы-интерната известного в республике писателя. Он убеждал молодых людей в том, что каждый из них, про­явив волю и настойчивость, сможет найти достойное ме­сто в обществе. В заключение писатель сообщил, что сам воспитывался в школе-интернате.

Достаточно типично для информационных речей зак­лючение, в котором подводится итог сказанному. Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не происходит точно так, как предполагалось, ведь реакцию аудито­рии в точности предсказать невозможно, то заключе­ние может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и, быть может, ограничиться выводами и пожеланием аудито­рии.

Главное – заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть ма­жорным, оптимистичным по духу.Пример неудачного окончания выступления – неожи­данное заявление: «Ну, у меня все!».


Заключение

Хорошим оратором невозможно стать, лишь освоив учебник.

Самообладание, способность к импровизации, умение «читать» состояние слушателей и быстро реагировать на него, искусство отвечать на вопросы – всё это совершенствуется от выступления к выступлению.

И помогает в этом доскональный, по возможности объективный самоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следует записывать все выступления.

Анализируя и оценивая свое выступление, следует руководствоваться двумя главными критериями:

1. была ли раскрыта тема;

2. как воспринимали выступление слушатели.

Если оратор владеет логикой изложения, культурой речи, психологией

общения с аудиторией, - ему удается достичь цели.


Список использованной литературы:

1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.

2. Кони А. Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. М., 1973.