Смекни!
smekni.com

Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица (стр. 2 из 6)

В языке и в мышлении «осуществляется познавательная и коммуникативная деятельность человека как члена общества»[7]. В мышлении разграничивается две стороны познания (чувственное познание и абстрактное мышление) и оформление знаний в качестве информации, а язык выступает как орудие познания (мышления) и как средство выражения мыслей и сообщения знаний другим людям «путем преобразования мыслительного содержания в коммуникативную информацию» (Там же). Соответственно этому и язык, и мышление представляют собой, с одной стороны, явления статические, «в которых реализованы, закреплены достижения общественного познания»[8], а с другой - динамические, проявляющиеся в мыслительном процессе и речевой деятельности. Объединение статических и динамических элементов в предложении также очень важно для понимания его специфики.

С точки зрения смысловой предложение характеризуется относительной завершенностью передаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью. Предложение представляет собой «закрытую систему», элементы которой структурно организованы определенными языковыми средствами.

Каждое предложение обладает предикативностью. Предикативность –

это отношение содержания высказывания к действительности, устанавливаемое в момент речи.

Главным признаком, отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именно предикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этот признак: «Мороз и солнце. День чудесный!» (А. Пушкин). «Деревня. Серые избушки» (С. Есенин).

Предикативность выражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным в языках средством передачи предикативности является глагольная форма, в которой находят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения. Не случайно поэтому организующим центром предложения чаще всего выступает глагол: «Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы» (К. Паустовский). «Предикативная функция,- пишет В.В. Виноградов,- заключается не в оживлении или соединении изолированных слов или понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности»[9]. Причем, (дополним со своей стороны) речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях - интонационное выражение. Можно ли интонацию считать грамматическим средством выражения грамматической категории? По мнению Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях – с помощью жеста и интонации, в третьих – в обстановке и интонацией. «Таким образом, мы,- пишет А.М. Пешковский,- открываем новый способ выражения категории сказуемости: интонацию… благодаря, которой слово перестает быть словом только, а делается фразой»[10].

В предложениях, лишенных глагольной части, единственным средством выражения предикативности является интонация.

«В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего»[11], т. е. признаком предложения является также модальность. Языковыми средствами, выражающими модальность, могут выступать морфологическая грамматическая категория наклонения, модальные слова и интонация (например, предложение Приехали! в зависимости от интонации может выражать и радость, и сожаление как отношение говорящего к сообщаемому факту). Модальность тесно связана с предикативностью и поэтому может также рассматриваться как категория, включаемая в понятие предикативности.

Универсальным способом выражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложения выступает интонация в ее различных видах.

Предложение как синтаксическая и как смысловая структура. Конструктивный синтаксис и коммуникативный синтаксис.

Предложение — высшая единица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматических значений единиц более низших. Предложение совмещает в себе различные ступени грамматической абстракции, которые тесно связаны и взаимодействуют в плане их лексического наполнения.

«Конкретное содержание предложений не может быть предметом грамматического рассмотрения. Грамматика изучает лишь структуру предложения, типические формы предложений...»[12], т. е. имеет дело с конструктивным синтаксисом. Однако современный синтаксис не ограничивает себя исключительно вопросами конструирования предложения из словоформ и словосочетаний. «Для современной синтаксической науки характерно ясное сознание того, что за традиционным понятием предложения стоят два языковых явления, различать которые принципиально важно» [13].

С одной стороны, предложение представляет собой синтаксическую структуру, обладающую грамматическими категориями лица, времени и наклонения и тесно связанную с ними категорией модальности, т. е. структуру, обладающую предикативностью. Грамматическое членение синтаксической структуры или конструкта не зависит от ситуации, от содержания сообщения, от интонации, в синтетических языках — от порядка слов, т. е. грамматическое членение объективно и статично. (Например, одной и той же синтаксической структурой обладают «Я \помню\ чудное мгновенье» (А. С. Пушкин) и «Великий комбинатор \получил\ большой заказ...» (И. Ильф, Е. Петров); или «В Витебск я приехал к вечеру» (И. Бунин) —Я приехал в Витебск к вечеру Приехал я в Витебск к вечеру.)

С другой стороны, предложение как относительно законченное сообщение, как коммуникативная единица представляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативную цель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура как коммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, и от отношения говорящего (автора) к содержанию сообщения.

В коммуникативном аспекте членение предложения подвижно, динамично, можно сказать, субъективно (но не безразлично, не нейтрально) к содержанию передаваемого сообщения. Оно проявляется главным образом в интонации, иногда в порядке слов. Поэтому когда предложения воспринимаются не на слух, а зрительно, в печатном виде, то отношение автора к содержанию сообщаемого непосредственно не передается. Читатель должен сам понять и передать смысловую структуру предложения, но понять ее можно по-разному. По мнению академика Л. В. Щербы, «всякий литературный текст есть до некоторой степени загадка, которая всегда имеет разгадку, но характер этой разгадки зависит от степени понимания текста, от его истолкования»[14]. Это можно наблюдать у актеров, по-разному передающих один и тот же авторский текст. Большие актеры, мастера художественного слова, тщательно работают над произведением, чтобы проникнуть в авторский замысел и передать его в своем исполнении. Возвращаясь к современным теориям предложения, необходимо отметить, что при всем их разнообразии для них характерны попытки последовательно разграничивать в устройстве предложения несколько ступеней грамматической абстракции, с чем непосредственно связан вопрос о синтаксических, грамматических значениях и вопрос о грамматических категориях предложения. Все это более подробно рассмотрено в следующей главе.

1.2 Грамматические признаки простого предложения

Основными признаками любого предложения являются: синтаксическое значение, состоящее в выражении отнесения содержания высказывания к действительности; смысловая и интонационная законченность. Беловольская пишет: «Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение»[15]. На уровне формальной структуры простого предложения обязательно выделяются компоненты, представляющие собой его предикативную грамматическую основу. Основу предложения составляют главные члены: подлежащее и сказуемое в двусоставных предложениях: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит (Л.) — или главный член в односоставных предложениях: Смеркается. Кругом тишина. Предикативной основой эта часть предложения называется потому, что в ней благодаря сказуемому (в том числе и отсутствующему, нулевому) выражается предикативность, т.е. грамматическое значение.

Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности как реального или нереального события, выражающееся в формах модальности и времени. Эти значения обычно передаются формами наклонения глагола: Хранименя, мой талисман... Ты в день печали был мне дан (П.). Предикативность — это соотнесенность сообщаемого с действительностью, утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности.

Отношение содержания высказывания к действительности проявляется также в утверждении или отрицании связи между субъектом и его процессуальным или непроцессуальным признаком. Например, в тексте На озере Берг прожил около месяца. Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок (Пауст.) первое предложение утвердительное, второе — отрицательное. Отрицательные предложения, как и утвердительные, обладают реальной или ирреальной модальностью и соответствующими формами. Например: Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека (Н.).

Наличие компонентов, выражающих предикативность, свидетельствует лишь о том, что конструкция оформлена как предложение. Но для того чтобы быть полноценным высказыванием, она должна обладать интонационной и семантической завершенностью. Так, Валгина пишет: «Предложение- это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью»[16]. Интонация законченного высказывания(обычно понижение тона в конце, как бы предваряющее разделительную паузу) является существенным признаком простого предложения. На письме этой интонации соответствуют точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак: — Где вы проснулись?— Проснулся в людской кухне на печи. Все могут подтвердить (Ч.). Отсутствие именно этого признака является чертой, отличающей предикативные части сложного предложения от простого. Сложное предложение имеет интонацию завершенности тоже только в конце. Ср.: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, — и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он (П.).