Стоит заметить, что математическое ожидание является величиной постоянной, его часто называют статистическим значением случайной величины, а также центром распределения, так как около него группируются отдельные значения случайной величины.
Для «Свободного стихотворения»:
M(X)
= 1 0.1238 + 2 0.0952 + 3 0.0762 + 4 0.1238 + 5 0.1333 +6 0.1714 + 7 0.1047 + 8 0.0762 + 9 0.0476 + 10 0.0285 + 12 0.0095 + 18 0.0095 = 5.0738Для «The Cradle Song»:
M(X)
= 1 0.095+ 2 0.1428+ 3 0.1238+ 4 0.3904+ 5 0.1333 +6 0.1142+ 7 0.0857 = 4.1797Соответственно, M(X)
> M(X) , исходя из данного результата можно утверждать, что первое стихотворение сложнее для восприятия на слух, чем второе, что немаловажно для анализа звучащей речи.2.6 Дисперсия дискретной случайной величины
Дисперсией дискретной случайной величины Х называется математическое ожидание квадрата её отклонения от среднего статистического значения и обозначается черезD(X).
Для первого стихотворения:
D(X) = 0.1238(1 - 5.0738 )
+ 0.0952(2 - 5.0738) + 0.0762(3 - 5.0738) + 0.1238(4 - 5.0738) 0.1333(5 - 5.0738 ) + 0.1714(6 - 5.0738 ) + 0.1047(7 - 5.0738) + 0.0762(8 - 5.0738) + 0.0476(9 - 5.0738) + 0.0285(10 - 5.0738 ) + 0.0095(12 - 5.0738 ) + 0.0095(18 - 5.0738 ) = 8.0928Для второго стихотворения:
D(X) = 0.095(1 - 4.1797)
+ 0.1428(2 - 4.1797) + 0.1238(3 - 4.1797) + 0.3904(4 - 4.1797) + 0.1333 (5 - 4.1797) + 0.1142(6 - 4.1797) + 0.0857(7 - 4.1797) = 2.97322.7 Энтропия дискретной случайной величины
Теория энтропии – основа современной теории информации, которая является актуальным направлением исследований в области теории вероятностей и высшей математики в целом. Энтропия является информационной характеристикой дискретной случайной величины. Вычисляется она по формуле К. Шеннона:
Для первого стихотворения H(X) = 3,282844098 бит
Для второго стихотворения H(X) = 2,675265 бит
Энтропия в лингвистике – это одна из наиболее универсальных теоретико-информационных характеристик текста. Это показатель сложности текста в теоретико-информационном смысле.
Из данных результатов несложно сделать вывод, что стиль и звучание «Свободного стихотворения» Зинаиды Гиппиус намного сложнее стихотворения «TheCradleSong». Оно более вариативно и несколько труднее воспринимается на слух.
2.8 Вероятность появления гласных звуков в стихотворениях, сравнение
Рассчитать вероятность гласных звуков в стихотворении будет не сложно, тем не менее, результаты данного исследования дадут нам возможность сравнить стихотворения по уровню их певучести, плавности.
Обозначим количество гласных звуков в первом стихотворении
, во втором -По результатам подсчётов
=216, = 205, но это ещё не значит, что русское стихотворение певучей английского, для этого следует рассчитать вероятности и по общей формуле533 – для первого стихотворения, соответственно
439Очевидно то, что в стихотворении Вильяма Блейка вероятность появления гласных звуков превышает соответствующую вероятность в стихотворении Зинаиды Гиппиус, поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что произведение «TheCradleSong» названо автором как нельзя кстати – «колыбельная» - певучая, плавная, спокойная.
T=
Гдеn– количество знаменательных слов,
Р – количество подлежащих,
S – количество сказуемых,
N – количество простых предложений,
N – количество двусоставных предложений.
Для «Свободного стихотворения»:
T= =9.33
Для «Колыбельной»:
T= 1.23
Темп речи первого стихотворения значительно превышает соответствующий показатель во втором, отсюда следует, что второе стихотворение более спокойное, плавное, что снова подтверждает, что Вильям Блейк отлично подобрал название для своего творения.
3. Объединённый коэффициент синтаксической и ритмомелодической сложности
Так как предметами моего исследования являются два стихотворения, то формула для расчета объединённого коэффициента синтаксической и ритмомелодической сложности может сыграть огромную роль в изучении данных текстов с точки зрения устной и звучащей речи и выявлении разницы между ними.
Общая формула выглядит следующим образом:
Сл =
Где n – количество знаменательных слов,