T
- количество безударных слогов,l– количество строк,
N=105, как нам известно из предыдущих исследований.
Сл
1.0762Сл
0.314Из данных подсчётов можно сделать вывод, что стихотворение воспринимается на слух сложнее, чем стихотворение Вильяма Блейка.
Рассмотренное исследование наглядно иллюстрирует возможности методов математической статистики и теории вероятностей в задачах математической лингвистики. Там, где одной только интуиции читателя недостаточно, так как она всегда субъективна и недостаточно достоверна, применяется математический подход – строгий, объективный, основывающийся на математической модели стиля определенного вида. В моём примере была рассмотрена вероятностная модель текста – наиболее распространённая для решения сложных задач лингвистического анализа, но отнюдь не единственная.
Сравнив «Свободное стихотворение» Зинаиды Гиппиус и «TheCradleSong» Вильяма Блейка с помощью методов математической статистики и теории вероятностей, я пришла к выводу, что стиль Зинаиды Гиппиус более разнообразный, сложный, непредсказуемый, а стихотворение английского поэта – более плавное, спокойное, певучее, мелодичное, легко воспринимающееся на слух.
1. Р.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, А.А. Пиотровская, Математическая Лингвистика, - М.: Высшая школа, 1977
2. В.В. Савченко, Теория вероятностей и математическая статистика: Конспект лекций, - Н. Новгород: НГЛУ, 2003
3. В.В. Савченко, В. В. Ретивина, Математика и информатика для лингвистов, краткий конспект лекций, - Н. Новгород: НГЛУ, 2006
4. ВВ Власов, Конспект лекций по высшей математике, - М.: Айрис, 1997
5. Р.Г. Пиотровский, К.Б. Бектаев, Математические методы в языкознании. Часть 2. математическая статистика и моделирование текста, Алма-ата: КазГУ, 1973