Смекни!
smekni.com

Речевые коммуникации (стр. 4 из 7)

4. хар-на актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность

5. лексика – широкое исп-ние общественно-политической терминологии

6. исп—ся слова, имещие окраску высокого стиля. Исп-ние слов и оборотов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования т.д.

7. простота и доступность повествования, документальная точность описания, лозунговый и призывной хар-р заголовков (хлеб-родине)

8. наличие нек.черт научного стиля (терминология), оф.-делового (сжатость, оф.речи) и худ.стиля (образные средства языка)

9. большое кол-во вопросит. И восклиц. Предл (риторические вопросы). Наличие сложн. Придл. С однородными обособленными членами

10. четкость, ясность и доступность даже сложн.конструкций

Хар-ка разговорно-обиходного стиля:

1. ф-ция – обмен мнениями

2. широкое применение бытовой лексики

3. наличие инф-ных выражений говорящего

4. почти полное отсутствие терминов и иностр.слов. исп-ние слов с фамильярной, ласкательной, иронической, неодобрит. И др. окрасками

5. большое кол-во междометий, восклицаний. Наличие типично-разговорных форм слов (доктрина, очкастый). Исп-ние неполных и незаконченных предл.

6. ускоренное, нечеткое произношение нек.слов и словосочетаний (здрасти, марь иванна)

7. исп-ние образных средств языка (сравнения, метафоры, экспрессивных обращений)

8. преимущество в предл. Прямой порядок слов. Они могут быть предельно краткие (очень тяжело)

9. широкое привлечение жестов, мимики, интонации

10. стилевая черта – непринужденность, эмоциональность

Тема 12 Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Виды и техника слушания

Слушание:

1. первичный анализ реч.сигнала и его механич.обработка (перекодирование в образы).

2. интерпретация – лингвистический анализ сообщения.

Аспекты слушания:

1. слух как физиологическая характеристика (возраст, пол).

2. слушание как процесс осознанного познават.действия.

Недостатки традиционного слушания:

1. бездумное восприятие

2. обрывочное восприятие

3. аналитическая узость восприятия (неумение критически анализировать содержание).

Факторы, влияющие на эффективность слухового восприятия:

1. объективные – шумы, помехи, акустика помещения, микроклимат помещения.

2. субъективные – пол слушателя, темперамент, индивидуальные способности.

Виды и техника слушания:

1. информационное

2. эмоциональное

Приемы:

1. глухое молчание – взаимное отсутствие реакции

2. поддакивание

3. эхо-реакция – повторение последних слов

4. зеркало – повторение с изменением порядка слов

5. парафраз - передача содержания другими словами

6. побуждение

7. уточняющие вопросы

8. наводящие вопросы

9. оценка, советы

10. продолжение – слушатель пытается закончить фразу своими словами

11. эмоции

12. логические следствия из высказываний партнера

13. хамоватые реакции

14. расспрашивание – задается вопрос за вопросом, бесцельно

15. пренебрежение к партнеру

Этапы:

1. поддержка – дать возможность человеку выразить свою позицию (молчание, поддакивание, эхо, эмоц.сопровождение).

2. уяснение – убедиться, что вы правильно поняли собеседника (уточняющие вопросы, парафраз, зеркало).

3. комментирование – слушатель высказывает свое мнение (логическое следствие, расспрашивание).

Виды:

1. пассивное – просто слушать человека

2. активное – обеспечение адекватной обратной связи. Типичная ошибка – чисто формальное следование правилам без реального отражения содержания разговора (приемы работают тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора, эмоц.состояние собеседника).

3. эмпатическое – позволяет переживать те же чувства, что и собеседник. Не дается совет и не критикуется человек.

Основные правила:

1. необходимо настроиться на слушание, т.е. на время забыть о своих проблемах, отстраниться от готовых установок и предубеждений.

2. своей реакцией вы д.точно отразить переживания, чувства, эмоции.

3. необходимо держать паузу.

4. эмпатич.слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения.

5. методику эмпатийного слушания имеет смысл применять тогда, когда человек сам хочет поделиться своими переживаниями.

Тема 13 Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели. Основная часть, ее особенности. Заключение, его функция

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог хар-ся относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Типы монолога: 1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в худ.речи. 2. монолог – это речь наедине с самим собой, т.е.монолог м.б.не направлен непосредственному слушателю (внутр.монолог) и не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог м.б.как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. По цели высказывания мон.речь делят на 3 типа: информационная (служит для передачи знаний. Говорящий д.учитывать как интеллектуальные способности восприятия инф-ции слушателями, так и познавательные возможности – выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады), убеждающая (обращена к эмоциям слушателя. Говорящий д.учитывать его восприимчивость – поздравительные, торжественные, напутственные речи), побуждающая (направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям – политическая речь, речь-призыв к действиям, речь-протест).

Монолог имеет опред.композиционную форму, кот.зависит от жанрово-стилистической (ораторская речь, художественный, оф-деловой монологи) или функционально-смысловой (описание, повествование, рассуждение) принадлежности.

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важной для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи.

Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.

В конце выступления можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит, контакт оратора с аудиторией.

Тема 14 Логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Приемы изложения и объяснения

Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие - анализ и синтез.

Анализ позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность.

Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Индукция - логический метод, состоящий в обобщении частных, единичных случаев, в получений общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов.

Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу.

Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании сходства в существенных признаках этих предметов, явлений с другими.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области.

Тема 15 Мастерство устного выступления. Содержание и композиция, контакт с аудиторией. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением в процессе продуцирования речи

Содержание и композиция.

Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема инф-ции. Выступающий вынужден отстаивать свою точку зрения, склонять к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, цели, аудитории.