''Пусть ВЫ сердечным ТЫ она, обмолвясь, заменила…''
Однако при ТЫ – общении часть теряется ощущение уникальной личности и феноменальности межличностных отношений, ср. в. ''Хрестоматии'' переписку Ю.Н. Лотмана и Б.Ф.. Егорова.
Паритетные отношения как главная соответствующая общения не отменяют возможности выбора ВЫ – общения и ТЫ – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций в различных ситуациях могут употреблять местоимение ''вы и ты'' в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести речевую ситуацию элементы ритуального общения (сл.: А Вам, Виталий Иванович, не положить салатику?).
2.1. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимнодоброжелательными.
Речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни, работе.
Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогают словесно выразить речевой этикет. Он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.
В отличном от узко понимаемого «салонного» этикета, философско-этическое его толкование сводится к системе всех запретов и разрешений, в том числе и речевых, существующих в данном обществе, в данной среде.
Этикет употребляет наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких, с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный». Вот, например, на улице меня останавливает милиционер – я нарушила правила перехода. Милиционер – молодой человек, я значительно старше, к тому же женщина, к тому же преподаватель ВУЗа, ученый. Однако, здесь, на этом «переходе», «хозяин положения», безусловно, милиционер. Он вежливо, но строго обращается ко мне:
- Гражданка! – и явно «выговаривает».
А у меня не возникает желания возразить, я чувствую себя виноватой и готова подчиниться его требованиям. Этикетным знаком для меня выступает, безусловно, одежда милиционера – его служебная форма и его место на мостовой.
Этикетным признаком могла служить и прическа. Вспоминаем русскую народную песню, в которой поется: «Рано мою косоньку на две расплетать …». Девушка, носившая одну косу, именно, как признак девичества, могла себе позволить такие формы поведения, которые были невозможны для замужней женщины – расплели ее косу на две. Этикетный признак прически соответствует новым нормам ее поведения. Рассказывают, что до сих кое –где в мордовских деревнях сохранился обычай – пробор по среде головы делает лишь замужняя женщина.
1.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие – 4-е издание.: Флинта: Наука,2001.496с
2.Формановская И.И. Вы сказали: «здравствуйте» (Речевой этикет в нашем общение) изд.2-е.-М.: Знание,1987.-160
3.Русский язык и культура речи: Учебник (под ред.проф. В.И.Максимова.-М:
Гардарики,2000.-413с
4.Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред.проф.П.К.Траудиновой и проф. Е.Н/Ширяева. –М.: издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА. М),2000-560с
5.Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч/-попул.-М.: Высш. шк., 1989-159с
6.Культура русской речи. Учебник д/вузов, под. ред. Л.К.Глаудиновой и проф. Е.Н.Ширяева.- М.:Изд.гр. НОРМА –ИНФРА. М., 1998.-560с
7.Головин Б.Н Основы культуры речи: Учеб. Пособие. –М.: Высш. школа, 1980-330с