При подготовке к любому публичному выступлению нужно учесть те рекомендации, которые разработала риторика на протяжении веков. Прежде всего, нужно помнить об ораторской этике, которая основана на уважении к слушателям. А потому нужно не только продумать ее содержание, но и тщательно подготовиться к ее проговариванию.
Следующий этап в работе над речью — это ее запоминание.
В античности речь заучивали наизусть. Многочасовые речи Цицерон запоминал с помощью разработанного им метода. Как же поступать сегодня? Ведь современная речь должна быть естественной, вызывать ощущение импровизации.
Конечно, метод запоминания и подготовки к выступлению у каждого индивидуален. И все же прислушаемся к советам, которые дает А. К. Михальская сегодняшним ораторам:
1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.
2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев) репетировали лекции по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.
3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл… Вы еще спросите…» — и добавить то, что нужно.
4. Готовясь к речи, вы можете составить шпаргалку — несколько небольших листов бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.
5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного — развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи.
6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение.
7. Репетируя, не старайтесь запомнить фразы, отдельные обороты… Ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. «Свободное владение речью означает владение речевым мышлением» (18, 212).
8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.
9. На листке плана оставьте широкие поля — на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите основную часть («шпаргалку») к данному разделу. «Правилом должна быть свободная речь по ключевым словам» (18, 215). Во время прогулки произнесите речь на ходу, используя подготовленные карточки.
И вот наступает день, когда вы выходите со своей речью к слушателям. И вдруг в середине речи у вас возникает непреодолимое желание импровизации. Допустимо ли это? Х. Леммерман в своем учебнике приводит следующие слова Дамашке: «Отдельные трудности, которые мучат при подготовке и кажутся не поддающимися полному преодолению, часто молниеносно проясняются и решаются самим собой во время доклада… Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыслей, то для оратора это самое счастливое событие» (18, 211). Конечно же, можно вставлять новые мысли, которые не предусмотрены в конспекте, «но импровизации нельзя буйно разрастаться в докладе», т.к. речь может потерять связность, логичность. Легкость импровизации достигается с опытом.
Техника речевой импровизации представляет собой тонкую и сложную систему, она достаточно разработана. Мы рекомендуем один из возможных вариантов:
1) сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую вы хотите передать;
2) сформулируйте позиции основной части (по крайней мере, важнейшие; их должно быть немного — 2-3);
3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний;
4) подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы;
5)подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их.
Произнесение речи — не менее ответственный момент, чем подготовка к ней. «Трибуна является жестоким делом — там человек стоит голым, как во время приема солнечной ванны», — пишет Тухольский. Конечно, не всякий раз мы оказываемся на трибуне, произнося речь. Но при любом выступлении слушатели рассматривают внешность оратора критически. Лучшая манера держаться — подтянутая и в то же время свободная.
Установив зрительный контакт с аудиторией, обратитесь к слушателям («Друзья», «уважаемые слушатели», «коллеги» и т.д. — в зависимости от ситуации).
Во время исполнения речи не забывайте о темпе речи, ее громкости и следите за жестикуляцией.
Темп речи трудно поддается регулированию, так как связан со свойствами личности. Многие ораторы, особенно начинающие, говорят слишком быстро. Поэтому на первых порах нужно хотя бы произносить более медленно самые важные мысли, затем научиться менять темп речи.
Основной темп речи выбирается в зависимости от содержания речи и повода, по которому она произносится. «В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи», — пишет Леммерман (18, 223).
Оратору нужно учитывать и размеры помещения: чем больше зал, тем медленнее нужно говорить.
Говоря о темпе и о способности непрерывного мышления в речи, нельзя не сказать о роли паузы. Паузы не только интонационной, но и психологической. Интонационная — часто совпадает с пунктуацией. А психологическая — позволяет «вылить накопившиеся мысли и чувства» (14, 125). Через психологическую паузу слушатели в большей степени понимают говорящего.
Громкость.
Как научиться регулировать громкость голоса во время выступления? Всегда ли мы можем сказать: «Говорить громко во время публичного выступления — значит говорить хорошо»?
Плохо, когда громкостью голоса стараются восполнить отсутствие доказательств, неубедительность аргументации. Такая речь не вызовет восторга у слушателей, внимание которых быстро рассеивается.
«Речь не должна быть шумовой атакой на барабанные перепонки, — пишет Леммерман. — Но, произнося речь, мы должны все же говорить так громко, чтобы нас понимали даже слушатели, сидящие в задних рядах» (18, 224).
Далее знаменитый ритор дает такой совет:
«Большей громкости можно достичь не напряжением голосовых связок, а следующими средствами:
1. Усилением потока воздуха при дыхании.
2. Усилением резонанса («несущей способности»).
3. Повышением четкости артикуляции.
4. Замедлением темпа» (18, 224).
Овладеть «языком движений — это во многом овладеть вниманием слушателей: движение — один из главных факторов внимания. Психологи утверждают, что человек способен ощущать те эмоции, которые испытывает окружающие. У слушателей (или зрителей) напрягаются те же мышцы, что и у человека, на которого они смотрят. Нужно владеть движениями своего лица и тела, чтобы использовать их в качестве эффективных средств воздействия.
«Хороший оратор не является ни непоседой, ни соляным столбом. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает ощущение настоящего головокружения. Оратор также не должен копировать часовых, неподвижно стоящих перед Букенгемским дворцом». (18, 226). Существует несколько правил, с которыми должно соизмеряться движение на трибуне. (О них пишет Михальская в «Основах риторики» на с. 304).
Чем живее чувство, тем сильнее движение.
Движение должно быть естественно и разнообразно.
Поза, жесты, выражения лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит — варьировать, меняться.
Поза оратора.
Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перевести на другую ногу. Руки свободно опущены. В процессе речи можно сделать шаг — другой в сторону, подойти ближе к аудитории. Но не нужно метаться из стороны в сторону или ходить, «заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору». (18, 228).
«Если вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над столом. Руки свободно лежат на столе или на коленях — они готовы к жестам. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад — это позволяет легко и красиво встать, если понадобится. … не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула, это нарушит всю область пантомимического общения» (21, 305).
Жесты.
Жесты должны быть ваши, собственные, а не заученные. Избавляться надо от «манеризмов» — непроизвольных движений, которые мешают слушать (когда человек трогает себя за нос, поправляет волосы, вертит ручку, нервно смеется, хмурится и т.д.)
Помните, что по направлению движений рук можно определить характер эмоций: «взлетающие» движения говорят о подъеме чувств, «падающие» — сверху вниз — о печали, подавленности. Одновременное падение обеих рук выражают безнадежность, тупик.
Если жестикуляция правой руки начинает сопровождаться синхронными движениями левой, интенсивность воздействия на слушателей возрастает.