Таким образом, на морфемном уровне языковой системы слова расчленяются на морфемы, морфемоиды и субморфы. Морфемы служат для образования единиц более высокого порядка - слов и грамматических форм слова. Основным средством образования грамматических форм слова являются изменяющиеся при склонении и спряжении окончания - флексия. В этом случае структура формы слова распадается на две функциональные части: основу и флексию. Возникает противопоставление наименьших семантических единиц, выражающих определенное значение (морфем), и наименьших функциональных единиц, выполняющих определенную функцию (назначение, цель) при образовании грамматических форм, называемых формативами. Если морфемы - минимальные значимые единицы, то формативы - минимальные, далее не членимые функциональные единицы. Окончание противопоставлено основе слова, которую определяют как часть слова, остающуюся после выделения окончания. Вместе с окончанием обычно отделяются и постфиксы (8; 17). Впрочем, школьный учебник ТА. Ладыженской (15) и Гр.-80 (24) исключают из основы только окончания, относя постфиксы к основе. В этом случае основа оказывается прерывистой: вез-ет-ся, как-ого-то. Такая трактовка предпочтительнее, если считать, что различие в лексическом значении слова должно быть выражено обязательно в основе. Так появляется понятие основы, которое можно выделить только при формообразовательном анализе, так как основа является формой слова, а не морфемой.
Участие в образовании грамматических форм слова, кроме окончаний, других морфем - приставок и суффиксов - осложняет вопрос о выделении основы слова. Можно сравнить утверждение А.А. Реформатского (23) о том, что падежные флексии в русском языке правильнее было бы называть суффикс-флексиями, поскольку они и словообразовательные, и словоизменительные одновременно, и авторов Грамматики-80 (24) о том. что система флексий, характеризующая слово в целом, может быть словообразовательным средством. Не случайно А.И. Смирницкий (25) значение, выражаемое окончаниями, называет лексико-грамматическим значением, специально оговариваясь, что термин обозначает "не нечто среднее между лексическим и грамматическим, а соединение лексического и грамматического моментов". Все это осложняет вопрос о выделении основы слова. Наметилось два направления в решении этого вопроса. По мнению одних исследователей (1; 12; 15; 31), к основе относятся все морфемы; кроме окончаний (и постфиксов). По мнению других исследователей (8; 18; 20; 24; 33), к основе относятся только корень и словообразовательные аффиксы. Формообразовательные аффиксы (окончания, суффиксы и некоторые приставки) образуют формальную часть слова. Н.А. Янко-Триницкая (33) вслед за М.В. Пановым (20) называет их флексиями, отмечая в глагольных формах две флексии: нес-л-и, нес-и-те. И.Г. Милославский (18) насчитывает в отдельных формах до четырех флексий (ср.: перепис-ыва-вш-ий-ся).
Основной недостаток этих теорий состоит в том, что, выделяя основу слова, их авторы обычно не задумываются о том, зачем необходимо выделять основу. Впервые вопрос о необходимости при выделении основы иметь в виду цель анализа поставил А.Г. Лыков (17), хотя сформулировал ее (цель анализа) только по отношению к так называемой основе словоизменения. По мнению А.Г. Лыкова (17), следует выделить два типа основ в слове: основу формообразования и основу словоизменения, разграничив широкое понятие формообразования на два понятия: формообразование в узком смысле этого слова и словоизменение. Словоизменение - образование синтаксических форм слова. Основа словоизменения выделяется путем отсечения от грамматической формы слова окончания (у А.Г. Лыкова (17) и постфикса) (ср.: играл(и), 6paT'j,[a], гражданин(у) встречалась, сдела] (у)). Формообразование - это образование несинтаксических форм слова. Основа формообразования - это часть слова, остающаяся по отсечении окончания и морфем, образующих несинтаксические формы слова, и сохраняющая лексическое тождество слова. Основу формообразования как раз и можно назвать основой слова, так как она является структурным ядром слова и базой для образования всех форм данного слова - как синтаксических, так и несинтаксических. Таким образом, за пределами основы словоизменения остается флексия, за пределами основы формообразования - формальная часть, которую всегда можно свести к флексии, если анализируемую форму привести к исходной (начальной) форме (ср.: прибы-ва]уш(ий) - прибы-(ть)).
Список литературы
1. Бабайцева В.В., Чсснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник 5-9 кн. - М., 2002. - 209 с.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М., 1999. - 560 с.
3. Бондарко А.В. Русский глагол. - Л., 1997. - 192 с.
4. Бондарко А.В. Формообразование, словообразование и классификация грамматических категорий // Вопр. языкознания. - М., 1998. - № 2. - С. 17-24.
5. Виноградов В.В. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1998. - 396 с.
6. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1999. - 492 с.
7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. - Самара, 1997. - Вып.2: Морфология. - 245 с.
8. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 2001. - 767 с.
9. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. - М., 1967. - 370 с.
10. Земская— Е.А. Словообразование // Современный русский язык. - М., 1989. -С.34-56.
11. Земская Е.А. Современный русский язык: Словообразование. - М., 1997. - 304с.
12. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. - М., 1996. - 100с.