Смекни!
smekni.com

Слог как артикуляционно-акустическая единица (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ

Слог как артикуляционно-акустическая единица


Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.

С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (по Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (по Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: "Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения" (по Л.В. Щерба). Это так называемая экспираторная теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.

Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. "Слог - это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью" (по Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.

Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (по Л.Л. Касаткин).

В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх 'верх', мак. врба 'верба', чеш. vlk 'волк'). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans 'согласный', V - vocalis 'гласный', то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CW (лау-ра), V (у-жас), CVC (о-вес), VC (ар-ка), CWC (нем. Maus 'мышь'), CCVW (вьетнам. ngoai 'снаружи'): в двух последних случаях один гласный, а именно la], составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости оттого, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком {ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встреча и невозможность подобных сочетаний во французском языке); есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).

В истории языка тенденции в построении слога могут меняться, например, в древний период русского языка (X-XII вв) преобладала тенденция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свидетельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, ста и др., в которых первый слог заканчивает редуцированный гласный звук "ер". Однако со временем (после процесса "падения редуцированных") эта тенденция стала носить менее выраженный характер, так как появились и закрытые слоги (др. -рус. съ-нъ >сон).

Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько теорий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесовым, каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и последующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Аванесов предложил следующие правила слогораздела:

· сочетание шумных согласных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;

· сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;

· сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;

· сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, поскольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности;

5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.

Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучности нарушается (ср. рта, льды, где имеются два "пика звучности" - на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после гласных (Л.В. Бондарко).

Существует, однако, еще одна теория, сформулированная Л.В. Щербой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском языке тесно связана с ударностью слога:

· если ударным является первый слог, то следующий за ним согласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;

· если ударным является второй слог, то оба согласных в модели VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в русском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;

· в сочетании сонорного и шумного согласных между гласными принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.

Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.

Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во французском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут различаться в диалектах даже одного языка (ср., например, севернорусское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев. -рус. кар-тош-ка, юж. -рус. ка-рто-шка).

В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбежали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. \но-чу-жа-са\. Однако в китайском и вьетнамском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь прослеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat 'чашка' и bat Ыёс 'чашечка'.

Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.

Фонетическое слово - это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elleestheureuse [e-le-toe - ro. zj 'она счастлива').

Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером/туристская группа/в полном составе/возвращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра/вечером туристская /группа в полном/составе возвращается на/ базу).

Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).

Паразитические звуки

С особенностями слоговой структуры слова связано и появление неорганических или паразитических звуков.

Паразитические звуки - это дополнительные, отсутствующие в первоначальной форме слова звуки, возникшие под влиянием определенных фонетических или морфологических условий, ср. рус. в словах мороз - морозный или [к/ч] в словах рука - ручка). Чередования могут быть позиционными и непозиционными. Позиционные чередования - это чередования, обусловленные фонетической позицией, действующими в языке фонетическими законами. Они происходят под влиянием фонетических причин, а именно ударения (ср., например, чередование [о/л] в словах воду - вода), позиции в слове, в частности, конца слова (ср. чередование [б/п] в словах дубы - дуб). В русском языке эти чередования не знают исключений, они регулярны, лексически или грамматически не обусловлены, поэтому их называют фонетическими или актуальными чередованиями. Непозиционные чередования - это чередования, не обусловленные фонетической позицией звука в слове. Они являются отражением тех фонетических процессов, которые имели место в более ранние периоды истории языка. В русском языке эти чередования не регулярны, лексически и морфологически ограничены (ср. чередование звуков [д/жд] в словах водит - вождение, но ведет - ведение). Поэтому их называют нефонетическими или историческими (традиционными) чередованиями. Существующие во многих славянских языках чередования заднеязычных согласных с шипящими или свистящими (ср. рус. [г/ж] берегу - бережешь; [к/ч] пеку - печешь; [х/ш] ухо - уши; [г/з/ж] друга - друзья - дружба; [к/ц/ч] лик - лицо - личный или сербские друг - друже - друзи и т.д.) исторически связаны с фонетическими законами прошлых эпох развития языков. В современном языке такие чередования часто обусловлены грамматически (например, соседством определенных суффиксов, ср. в русском языке чередование [г/ж] в словах нога - ноженька).