Характеристика морфем с точки зрения дистрибуции представляется очень важной для определения морфологической структуры языка в целом.
Дистрибутивный анализ морфем приводит к распределению корневых морфем по ряду формальных классов. Эти формальные классы частично совпадают с тем, что в традиционной грамматике называют частями речи.
Понятие "морфема" — понятие историческое. Морфемы в историк развития того или иного языка изменяются, причем возможны изменения двоякого рода, так как границы морфем нарушаются, по двум причинам.
Во-первых, наблюдается процесс слияния морфем. Механизм: выделения морфем основан на определении связей, которые наблюдаются между словами и выявляются путем сопоставления словесных рядов. Если эти связи утрачиваются, то происходит изменение границ между морфемами, в частности процесс слияния морфем. Возьмем такой глагол, как забыть. Только история языка показывает, что первоначально этот глагол был связан с глаголом быть; за — бывшая приставка, сейчас мы ее в глаголе забыть не выделяем, морфемы слились. Процесс слияния морфем называется опрощением . Причиной морфологического опрощения является утрата возможности сопоставлять слово с другими словами языка, потому что:
1) из языка исчезли другие слова, содержащие те же элементы, например слово палка — пала — палица, сейчас слово пала вышло из употребления, следовательно, сопоставление пал-ка, пал-а утрачено, морфема -ка слилась с корневой морфемой пал-, стало возможно даже образовать другой: ряд связей слова: палка — палочка (как полка — полочка и т. п.);
2) нередко процесс опрощения наблюдается там, где утрачивалась смысловая связь между словами. Утрата семантических связей между словами также приводит к явлению опрощения. Если возьмем, например, слова современного русского языка клевета, корица, то едва ли сразу можно сказать, с какими словами они исторически связаны (корица происходит от слова кора, клевета — от слова клевать).
Другой процесс — это образование новых границ между морфемами или, как говорят, "переразложение основ". Ограничимся одним примером: при морфологическом членении слова охотник выделяем сейчас суффикс -ник по аналогии со словами садовник, ученик, плотник и т. п. Если же обратиться к истории, то выясняется, что раньше членение было иное: охотн- и суффикс -и/с, так как было слово охота (охот-а), и от основы первой степени охот- образовалась основа второй степени охотн-, например в прилагательном охотный. От этой основы второй степени и было образовано слово охотник, в первоначальном значении — любитель (например, у Пушкина: "Охотники мы все до новизны"). Позже слово охотник становится в ряд с такими словами, как плотник, каретник, сапожник и подобные. Таким образом, в современном русском языке образовались новые границы между морфемами в слове охотник (охот-ник).
Основной единицей языка при морфологическом его исследовании является слово.
Членение звуковой цепи на слова практически не представляет трудности, однако определить лингвистическое понятие "слово",, оказывается, трудно. В истории науки о языке понятию "слово" давалось до трехсот определений. Они были или очень неформальными, или достаточно формальными, но не покрывающими все слова языка 15. При естественном членении текста носителем языка выделение слов происходит интуитивно. Такое "интуитивное слово" не может быть определено лингвистически, так как сложилось в практике языкового общения вне связи с какими-либо задачами лингвистического порядка.
В языках с буквенной, консонантной или силлабической системами письма членение письменного текста на слова позволяет; выделять "орфографическое слово". В большинстве языков при использовании указанных систем письма слова разделяются пробелами. В ряде письменностей в прошлом не производилось членения на слова. Так, в истории развития русской письменности только в 1564 г., когда в Москве вышла первая печатная книга в ней впервые начинают делить текст на слова. Членение на слова не знали древнесемитские, древнеиндийские и ряд других древних систем письма. Таким образом, понятие "орфографическое слово" могло появиться сравнительно поздно. Оно поддается точному определению: "орфографическое слово" — это последовательность букв между пробелами. "Орфографическое слово" почти всегда соотносимо с "интуитивным словом". Однако могут наблюдаться и колебания в установлении границ "орфографических слов".; Например, в русском языке несмотря, но: не смотря (в окно);, недаром, но: не даром (а за деньги); ввиду, но: в виду (города)^
С грамматической точки зрения слово можно определить как: минимальную значимую единицу языка, встречающуюся в самостоятельном синтаксическом употреблении.
Словарное пространство языка распадается на неоднородные группы слов, различающихся по синтаксической функции и грамматическому значению и по морфологическому строению. По функции в предложении слова любого языка делятся на знаменательные и служебные.
Знаменательные слова обозначают классы предметов, признаков, понятий с грамматическими значениями, сопутствующих данному классу основных значений. Например, внутри класса "предметов" (существительных) основное значение сопровождается грамматическими значениями рода, числа и падежа.
По морфологическому строению знаменательные слова характеризуются через морфемы. Знаменательные слова всегда содержат знаменательную морфему и могут быть простыми или сложными. Простые слова содержат одну знаменательную морфему, сложные — две и более.
По положению в слове морфемы делятся на несколько типов.
Знаменательная морфема, входящая в состав знаменательного слова, называется корнем, остальные (служебные) морфемы — аффиксами. Аффиксы могут занимать по отношению к корню различные позиции. В зависимости от них различают несколько типов аффиксов.
Аффиксы, стоящие перед корнем, называются префиксами: при-ход, про-бег, пере-лом, с-тереть, со-гнать...
Аффиксы, проникающие внутрь корня, называются инфиксами и трансфиксами. Инфиксы можно наблюдать в санскрите в основе настоящего времени глаголов VII класса. Например, корень rudh— 3 л., pi. praes. rundhanti. Трансфиксы демонстрирует арабский язык, например трехсогласный корень kbr выражает идею большого, а различные гласные трансфиксы, пронизывающие этот корень, образуют слова kabir"большой", kibar"большие", 'akbar"самый большой", kabura"быть большим" и т. д.
Аффиксы, обрамляющие корень, называются конфиксами. Например, в немецком языке Part. IIgernacht, gekocht, gefahren, ge-gangen.
Аффиксы, расположенные после корня, называются постфиксами. По положению относительно друг друга среди постфиксов в определенном типе языков различают суффиксы и окончания. Окончание, или внешняя флексия (от лат. ilexio — сгибание, изгиб; переход), представляет собой словоизменительную морфему, замыкающую словоформу: вод-а, вод-е, дом-ax, книг-у... Окончанию предшествуют суффиксы, выполняющие в фузийных языках обычно словообразовательную функцию: дом-ик-а, доч-к-у, лет-чик-ом, бег-ун-ы...
В таком языке, как турецкий суффиксы выражают как словообразовательные, так и словоизменительные значения.
Аффиксы, помещающиеся между корнями (при образовании сложных слов), получили название "интерфиксы". В словах само-лет-о-строение, стих-о-сложение или нем. Zeitung-s-artikel"газетная статья", Geburt-s-tag"день рождения" -о- и -s- — интерфиксы.
Наиболее распространенными типами аффиксов являются префиксы и суффиксы .
А. А. Зализняк устанавливает два признака знаменательного слова:
1. Автономность, проявляющаяся в способности выступать как минимальное высказывание (то, что выше было названо способностью к самостоятельному синтаксическому употреблению) "Прочтем... Насмотримся... Догоним.../Наговоримся... Воздадим..." (Л. Татьяничева). Автономность отличает слово от морфем. Внешне автономность слова проявляется в наличии единого ударения и пограничных сигналов, характерных для каждого конкретного языка.
2. Устойчивость. Слово — исходная единица, из которого конструируются предложения. Предложение строится из слов всякий раз заново. Слова же "берутся в некотором готовом виде". Отсюда устойчивость слова, т. е. твердый порядок следования морфем в слове: книг-а, под-ход, стол-ик-ами, в-ход-ить. Устойчивость отличает слово от свободных словосочетаний и от предложений. Знаменательные слова представляют собой основной тип слов в любом языке. .
Служебные слова передают отношения между знаменательными словами, служат выразителями их грамматических значении.
Служебные слова (за исключением вспомогательных глаголов) не членятся на морфемы. Они, как правило, не носят самостоятельного ударения, т. е. являются часто энклитиками и прокли-тиками, и на них не распространяются в такой степени, как на знаменательные слова, закономерности -фонетического оформления начала и конца слов.
Таким образом, служебные слова по функции, а большинстве из них и по строению сходны со служебными морфемами. Это дает некоторым лингвистам основание отождествлять служебные слова со служебными морфемами реляционного значения.
В связи с этим встает вопрос: если мы принимаем данное выше универсальное определение слова как минимальной значимой единицы языка, способной к самостоятельному синтаксическому употреблению, то удовлетворяют ли этим двум условиям служебные слова? Да, ибо служебное слово является минимальной значимой единицей языка, и оно обнаруживает синтаксическую самостоятельность, но обнаруживает ее, по удачному выражении: В. М. Солнцева, "негативно". А именно: служебные слова всегда сопровождают синтаксически самостоятельные единицы (знаменательные слова) и не сопровождают синтаксически несамостоятельные единицы (морфемы), в пределах одного уровня сочетаются только одноименные единицы (фонема с фонемой, морфема с морфемой, слово со словом).