Пространство и время - основные категории художественного текста, отображающие объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время показаны в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Определение категории времени, прежде всего, проблема мировоззренческая, гносеологическая. Для филологического исследования актуальность концепции пространства и времени в художественном произведении заключена, прежде всего, в поиске способов отображения бытия писателем, в возможности синтеза картины мира автора и картины национального сознания путем анализа языковых средств.
Ядром языкового выражения категории времени являются спрягаемые глагольные формы, обозначающие отнесенность процесса к одному из трех временных планов – настоящему, прошедшему и будущему. Значение времени может быть выражено не только глагольными формами, но и другими – лексическими и синтаксическими – средствами. Поэтому некоторые лингвисты (А.В. Бондарко и др.) выделяют функционально-семантическую категорию темпоральности, включая сюда и категорию времени глагола как грамматическое ядро этой категории. В своей работе мы рассматриваем временные формы спрягаемых форм глагола как основное (ядерное) средство языкового выражения категории времени, не ставя своей задачей рассмотреть языковое выражение функционально-семантического поля темпоральности.
Учение о времени глагола является одним из центральных разделов морфологии. Существование множества точек зрения на данную проблему препятствует построению четкой видо - временной классификации. Например, в книге В.В.Виноградова «Русский язык» указаны важные вопросы теории глагольного времени, в частности о синтаксических функциях времени, об их взаимоотношении с другими глагольными формами, об относительном употреблении времени. В.В.Виноградов выделяет семь временных форм: четыре формы прошедшего времени (прошедшее совершенное, прошедшее несовершенное, давнопрошедшее время, «прошедшее время мгновенно-произвольного действия»), описательную форму будущего времени несовершенного вида, форму настоящего времени несовершенного вида и форму настоящего-будущего времени совершенного вида. Этот взгляд на парадигму времен не принимают и оспаривают А.В. Бондарко, Л.И. Ушакова и другие ученые. Они считают, что нет достаточных оснований для выделения «прошедшего времени мгновенно-произвольного действия», а также не соглашаются с включением «давнопрошедшего времени» в состав парадигмы активно употребляющихся, регулярных форм.
На исследования в области категории времени А.В.Бондарко опираются такие ученые, как М.Я. Гловинская, Н.В. Перцов, Л.И. Ушакова и другие лингвисты.
Проблемой выявления грамматических средств выражения и рассмотрением оттенков значения форм настоящего, будущего и прошедшего времени занимались Н.С. Поспелов, Н.М. Шанский, М.А. Шелякин и многие другие ученые.
Однако при наличии большого количества исследований данная тема тем не менее не получила достаточного освещения, так как проблематика времени неоднородна. Для русской грамматики остается актуальным вопросом описание и систематизация тех позиционных условий, в которых возникают те или иные значения временных форм в абсолютном и относительном употреблении. В контексте грамматическая форма времени не всегда имеет значение действия, определяемого относительно момента речи (абсолютное время). Существуют контексты, где форма времени глагола ориентирована не на момент речи, а на время другого глагольного действия (относительное время).
В этом отношении изучение временных глагольных форм, а также их языковое выражение в произведении М.Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет особый интерес.
Актуальность исследования, учитывая важность изучения категории времени в современном русском литературном языке, в том числе языке художественных произведений, определяется теоретической и практической значимостью выявления и анализа глагольных временных форм в столь сложном для интерпретации романе.
Цель исследования заключается в определении всего многообразия значений временных глагольных форм в тексте, а также в выявлении их языкового выражения в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в двух аспектах – семантическом и функциональном.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) изучить основные понятия глагольной категории времени в теоретическом аспекте;
2) выявить и систематизировать основные временные формы спрягаемых глаголов, участвующих в языковом выражении категории времени романа;
3) проанализировать языковое выражение глагольной категории времени в произведении М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" в двух аспектах – семантическом и функциональном;
4) сформулировать выводы.
В качестве основного объекта исследования взят роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Предметом исследования явились спрягаемые формы глагола, связанные с абсолютным и относительным способом выражения категории времени в тексте художественного произведения.
В работе использовались следующие методы и приемы научного исследования: описательный, сопоставительный метод теоретического анализа литературы, обобщения, классификации.
Новизна определяется введением в научный оборот нового языкового материала, его семантическим анализом и выявлением основных текстовых функций глагольных временных форм в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке приемов комплексного анализа (семантического и функционального) глагольной категории времени в художественном тексте.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования материалов данной работы в процессе вузовского обучения, в спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых изучению глагольной категории времени, а также в школьной практике при проведении уроков, факультативных занятий по русскому языку.
Содержание работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Проблема времени является одной из основных, центральных тем и философии, и лингвистической науки. Уже давно мыслителей начали волновать вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную сущность или же оно есть нечто вторичное, производное?
Первое упоминание категории времени встречается еще в античной мифологии и древнегреческом эпосе. Свое дальнейшее развитие идеи о наличии времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и Нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Кант, Бергсон, Гегель и другие.
В исследованиях отечественных и зарубежных лингвистов понятие времени традиционно соотносится с грамматической категорией глагола, которая представляет собой специфическое языковое отражение объективного времени и реализуется для временной соотнесенности того, о чем говорится в предложении. [1]
Проблеме определения и трактовки сущности категории времени уделяли внимание многие исследователи языковых и речевых феноменов и инноваций (Аскин (1966), Гуссерль (1994), Молчанов (1988), Мостепаненко (1974), Неванлинна (1966), Уитроу (1984) и др.). Еще Аристотель выделял время как характерную особенность глагола. Позже в европейской научной традиции учение о категории времени опиралось главным образом на систему глагольных времен латыни, различающую основные и относительные времена. М.В.Ломоносов насчитывал в русском языке 10 времен, трактуя в ряде случаев видовые и некоторые близкие к ним различия как временные. С осознанием категории вида количество выделяемых времен уменьшалось, и в середине XIX в., отчасти, в связи с неразграничением прямых и метафорических употреблений форм времени, была выдвинута теория об отсутствии категории времени у русского глагола.
Более адекватную картину категории времени в русском языке и его истории дает А.А. Потебня. Употребление времен русского глагола подробно описано в работах А.В. Бондарко, В.В. Виноградова, Г.А. Золотовой, A.M. Пешковского, Н.С. Поспелова, А.А. Шахматова и др. Следует учесть и то обстоятельство, что на каждом новом этапе развития науки о языке появляются новые пути более глубокого проникновения в предмет изучения, иные ракурсы освещения проблемы, а иногда и возможности установления каких-либо закономерностей исследуемых явлений, ранее не изученных, ускользнувших от внимания ученых. Такие возможности открываются на современном этапе развития языкознания, когда устремления многих ученых направлены на создание коммуникативной теории языка.