Коммуникативные намерения радиоведущего при дистантном общении:
· Проинформировать
· Убедить
· Внушить
· Побудить к действию.
Выводы по параграфу также можно передать перефразировкой риторического канона по отношению к собеседнику:
· Будь дружелюбен и внимателен к собеседнику, вызывай и поддерживай в нем положительные эмоции;
· Стремись к активному взаимодействию, к сотрудничеству;
· Ориентируй адресата в своих намерениях, вызови его интерес к обсуждаемой проблеме;
· Умей выслушать собеседника.
1.2 Говорящий и слушающий в радиокомуникации
Радиоречь – речевая деятельность и ее результат (устно порождаемый текст), реализованный в радиоэфире. Ей свойственны такие специфические условия, в которых протекает общение:
· Дистантность
· Опосредованность
· Отсутствие визуализации
· Массовость адресата
«Указанные экстралингвистические особенности данного вида социальной коммуникации требуют от адресата (радиослушателя) использования специфических творческих приемов в подборе коммуникативных средств. Вне зависимости от темы общения радиоведущий в качестве основной цели ставит активное воздействие на слушательскую аудиторию…».
Основной канал устного общения – звуковой. Так как сообщение рассчитано на слуховое восприятие, то слушающему многое может «сказать» интонация говорящего. В то же время неповторимость устной речи в радиоэфире способствует сложности ее восприятия, т.к. возможность «исправиться» очень минимальна.
Еще одна отличительная черта радиоречи – меньшая экспрессивная нормированность по сравнению с письменной, и даже телевизионной. Здесь следует ожидать более активное проявление эмоционально-волевого «я» говорящего.
Специфическая черта адресата в радиокоммуникации – массовость, что позволяет выделять такую неоднородную категорию слушательской аудитории как массовый адресат. Следовательно, в процессе коммуникации радиоведущим необходимо учитывать интересы разных слоев населения.
Исследователи З.С. Смелкова, Л.В. Ассурова, М.Р. Савова, И.А. Санышкова (2002) выделяют такую особенность радиоречи при обращении к массовому адресату как «диалоговая пристройка», когда на первый план выдвинут учет жанровых ожиданий адресата.
Именно через речевое умение подстраиваться под ожидания радиослушателей проявляется понимание адресата – то профессиональное «чувство аудитории» (состоящей из отдельных личностей), которое по праву считается одним из основных признаков коммуникативной компетентности журналиста. И формируется оно, прежде всего, через умение понимать конкретного собеседника.
Коммуникативная компетентность – это «способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения» [Чепкина, 2002:72]. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности (исходя из определения):
· Высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;
· Владение культурой общения;
· Осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в радиокоммуникации.
Помимо индивидуального стиля речи, необходимо обобщить минимальные личностно-профессиональные качества радиоведущего, которыми он должен обладать, чтобы коммуникативный акт состоялся; выделим главные:
· Информированность и осведомленность, что означает свободное владение предметом речи;
· Объективность и оперативность в подаче информации и способов ее сообщения;
· «Чувство времени» и умение видеть перспективу дальнейшего развития разговора;
· «Чувство аудитории» - умение понять своего адресата.
· Заинтересованность и увлеченность предметом речи и самим собеседником;
· Коммуникативная компетентность;
· Искренность, дружелюбие, умение владеть своими эмоциями.
Все вышеперечисленные профессиональные умения радиоведущего, по мнению Э.В.Чепкиной, «ориентированы не столько на сообщение (передачу новой социально значимой, полезной) информации, сколько на общение с аудиторией на индивидуально-эмоциональной основе, в тональности, свойственной непринужденному общению, когда реализуется, прежде всего, фатическая, или контактоустанавливающая, функция речи» [Чепкина, 2002:72]. В настоящее время радиослушатели нуждаются в фатическом общении, и раидопрограммы ориентированы в основном не на передачу информации, а на общение ведущих и слушателей.
Подтверждение данной точки зрения можно найти у других исследователей, которые отмечают, что одной из главных функций журналистских практик, ориентированных на фатическое общение является формирование нового типа общности аудитории [Мечковская, 2001:34].
Следовательно, стремление радиослушателей к фатическому общению выходит на первый план, и это, несомненно, должен учитывать при построении своей речи радиоведущий.
Н.Б. Мечковская, пытаясь найти причины выдвижения на первый план фатической коммуникации, отмечает, что в языковом сознании современного человека появилась и постепенно увеличивается диспропорция между объемами потребляемой рациональной и эмоциональной информации. Рациональное теснит эмоциональное. Испытывая эмоциональный голод в часы одной лишь интеллектуальной работы, люди, сами того не сознавая, усиливают эмоциональную подпитку своих будней. В сфере языка это сказывается во всеобщей тяге к языковой экспрессии, к языковой игре, а также в растущей популярности арго и аргонизмов в повседневной речи людей, вполне владеющих литературным языком, в том числе людей среднего и старшего возраста.
Из этого следует, что фатическая коммуникация позволяет радиоведущим устранить дисбаланс между информационной нагрузкой и эмоциональным состоянием радиослушателя.
1.3 Идеальный радиоведущий и идеальный радиослушатель
Коммуникативный идеал - «стереотипное представление об идеальном собеседнике, представленное в сознании народа. Коммуникативный идеал является существенной составляющей национального менталитета, а также неотъемлемой частью национального коммуникативного поведения…
Коммуникативный идеал может быть представлен не только в сознании народа, но и в сознании части этнического коллектива, объединенного каким-либо социальным, возрастным, профессиональным, гендерным признаком [Стернин, 200:163]. В рамках данного исследования была сделана попытка выявить коммуникативный идеал на основе психолингвистического эксперимента, направленного на изучение мнения радиослушателей, их предпочтений и ожиданий, то есть на изучение обратной связи между радиоведущими и радиослушателями.
Кроме того, задача состояла в экспериментальном выделении коммуникативного идеала радиоведущего и радиослушателя.
В нашем случае таким коллективом, который принимал участие в эксперименте, является студенческая аудитория. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). Выбор студенческой аудитории сразу задавал установку на то, что опрашиваемые являются в определенной степени образованными людьми.
В опросе приняло участие 90 человек, студентов филологического факультета I-II курсов. Вопросы анкеты носили характер самостоятельного ответа без заранее перечисленных вариантов.
# Какую радиостанцию Вы предпочитаете слушать? (можно указать несколько)
# Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный радиоведущий?
# Какие словечки (выражения) радиоведущего Вам нравятся? Не нравятся?
Эксперимент показал, что основная масса опрашиваемых не испытывает трудностей в ответах на поставленные вопросы. Это дает возможность сделать вывод, что коммуникативный идеал находится в сознании современного человека, в его «языковой зоне» [Стернин, 2000:164], если, конечно, понимать под этим выражением «структуру мышления, отвечающую за язык и коммуникацию на нем» [Стернин, 2000:164].
Многие ответы студентов практически дублировали друг друга, но они также обрабатывались и учитывались при подсчете, потому что рассматривались как дополняющие, уточняющие друг друга. При обработке результатов эксперимента близкие реакции объединялись по смысловому признаку.
Приведем результаты эксперимента. Даются ответы с указанием количества упоминаний того или иного признака в зависимости от вопроса, поэтому критерий для указания ответа варьируется от 5 до 10.
Первый вопрос анкеты был нацелен на то, чтобы понять, какого рода радиостанции пользуются успехом у данной аудитории.
o Europaplus 45%
o Наше радио 35%
o HIT FM 22%
o Русское радио 19%
o Love радио 18%
o Maximum 12%
Несмотря на различный стиль воспроизводимой музыки, данные радиостанции объединяет развлекательный характер, тем самым студентами не берутся во внимание информационные радиостанции.
Анализ ответов на второй вопрос должен был показать, какие из предлагаемых радиостанциями программ привлекают к себе больше внимания радиослушателей, и выявить причины такого выбора:
o просто музыка 27%
o различные программы по заявкам 16%
o смешные вставки: «Шоу шепелявых», «За сценой» «Наши черновики» 13%
o «Шизгара шоу» 10%
Очень интересен тот факт, что для большинства опрошенных предпочтительней не программы и передачи, а просто музыка, которая выступает как фон для какой-либо деятельности. Программы, которые предпочитают студенты носят фатический характер, разгружая эмоционально слушающую их аудиторию.
Анализ проведенного исследования по третьему вопросу (#Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный радиоведущий?) подтверждает, что у большинства радиослушателей в сознании уже сформирован образ идеального радиоведущего. Этот образ более развернутый и состоит из характеристик:
o чувство юмора 50%
o коммуникабельность 32%
o приятный голос и интонация 27%
o быстрая реакция на сложную ситуацию 27%