Смекни!
smekni.com

Концепт "женщина" во французской паремиологии (стр. 3 из 7)

Концепт в сознании отдельного человека может быть полностью личностным по содержанию. Такой человек будет употреблять для экспликации своего концепта общеизвестные слова, но в таком смысле, который не является общепринятым.

Таким образом, нельзя смешивать значение и концепт.

- Концепт – единица концептосферы

- Значение – единица семантической системы, семантического пространства языка.

Значение передает лишь часть смыслового содержания концепта. Так для объяснения концепта требуется несколько лексических единиц, а следовательно и несколько лексических значений.

Многие лингвисты считают концепт более широким, чем лексическое значение [10].Другие исследователи считают, что концепт соотносится со словом в одном из его значений [4,c.11]. Концепт и значение не находятся во взаимнооднозначном соответствии. Концепт являет собой относительно стабильный и устойчивый когнитивный слепок с объекта действительности, так как он связан с миром более непосредственно, чем значение. Слово же своим значением всегда представляет лишь часть концепта. Однако получить доступ к концепту лучше всего через средства языка, через слово, предложение, дискурс.

Что касается понятия, по своей внутренней форме слова концепт и понятие одинаковы: концепт (с лат, «понятие»). В традиционной лингвистике понятия долгое время считались высшей формой итоговой ступени познания, а термины «концепт» и «понятие» были взаимозаменяемы. Однако, на современном этапе, по замечанию В.Н. Телии, происходит «переразложение» понятия и, соответственно, разграничение этих терминов. Однако сейчас четко разграничивают эти термины. Если понятием считается совокупность познанных существенных признаков объекта, то концепт – ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения – совокупность языковых средств (лексических, фразеологических и др.). Концепты – это не любые понятия, а лишь наиболее сложные, важные из них, без которых трудно себе представить данную культуру. Таким образом, понятие является пропозиционно – логическим компонентом концепта, своего рода типовым образом [16].

Есть и другие отличия: понятие включает существенные и необходимые признаки; концепт же – и несущественные признаки [22]. В сравнении с концептами понятия имеют более простую структуру: в ней преобладает содержательная составляющая и присутствуют не все компоненты, представленные в структуре концепта.

«Концепт» и «понятие» объединяет то, что они являются продуктами ментальной репрезентации, но они различны по уровню обобщения. Понятие выделяет из мира «действительность» обозначаемый объект, отвечая на вопрос «Что это?», концепт же – это все знания об обозначаемом, во всех его связях и отношениях, и отвечает на вопрос «что известно об этом?»[23]. Ю.С. Степанов утверждает, что в отличие от понятий концепты не только мыслятся, но и переживаются. Он считает также концепт и понятие терминами разных наук; понятие употребляется главным образом в логике и философии, тогда как концепт является термином в математической логике, а в последнее время закрепился также в науке о культуре (культурологи) и лингвистике [22].А.П. Бабушкин считает термины концепт и понятие тождественными и заявляет о вытеснении из научного обихода термин «понятие»: «сегодня языковеды почти не оперируют термином «понятие» в его классическом смысле и предпочитают говорить о мыслительных конструктах, именуемых концептами» [4,c.12].Н.Н. Болдырев, напротив разводит их: «Если у понятия в общенаучном смысле различают его объем (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержанием (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов), то концепт скорее предполагает только второе – содержание понятия, а также понятийную часть значения, смысла слова» [5].

Между концептами и понятиями не существует непроходимой границы: при определенных условиях понятия могут переходить в концепты.

Обычно термином «концепт» обозначают содержание понятия, рассматривая данный термин («концепт») как синоним термина «смысл». Синоним же «понятия» - термин «значение». То есть значение – это то предмет или те предметы, к которым это слово правильно, в соответствии с нормами данного языка применимо, а концепт – это смысл слова.

Таким образом, концепт и понятие – два параллельных термина: они принадлежат разным наукам: понятие – термин логики и философии, а концепт – математической логики, культурологи, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, хотя по своей внутренней форме они сходны.

1.3Место концепта «женщина» в концептуальной и языковой картине мира в свете антропоцентрической теории.

Концептов выражающих особей человеческого рода не очень много. Наиболее часто встречающиеся среди них это концепт «мужчина» и концепт «женщина». Причем первый появляется гораздо чаще, чем второй.

Однако это обстоятельство нисколько не уменьшает важность концепта «женщина». Можно сказать, что он является одним из ключевых коцептов мира. Женщина-мать, вот тот первый человек, с которым будет взаимодействовать новорождённый, и можно сказать, что именно её глазами маленькое существо смотрит на окружающий его мир, т.е. он воспринимает его через призму материнского восприятия. Иными словами, мать закладывает в сознание своего ребенка основы картины мира, которые характерна для его народа и нации. И именно она способствует тому, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к женщине. Потому как именно с неё начинается жизнь на земле. Женщина является носительницей некоей тайны, тайны рождения, которая для всего остального мира является непостижимой и недосягаемой. Она – священный сосуд, который осенён Божьим благословлением и является залогом того, что таинственный процесс воспроизведения рода человеческого не прервётся никогда. Материнство-вот та основная функция, которую призвана выполнять на земле женщина. Но именно из-за этого отличия её и начали притеснять. Мужская гордость не смогла вынести того факта, что существует нечто, чего они ни при каком условии не смогут сделать (даже если очень сильно постараются).

Из глубокой древности пошло то, против чего сейчас борются современные женщины: неравенство полов. Согласно священной функции, что выполняет женщина, мужчина старался её защищать до тех пор, пока, трепет и благоговение по отношению к Ней не сменилось пренебрежением и даже презрением. Женщина превратилась в предмет имущества, с которым можно делать все что, угодно не согласуясь с его желанием. Это всего лишь тихое, покорное существо, превращенное в автомат по ведению домашнего хозяйства и воспроизведения человеческой породы.

Но 19 век положил начало коренным преобразованием образа и концепта женщина. Она во всеуслышание объявила о своих правах как о правах полноценной личности. И это обстоятельство незамедлительно отразилось на структуре этого концепта. С ней стали считаться, правда, весьма неохотно: ей позволили получать образование, зарабатывать больше мужчины, голосовать на выборах и водить машину и т.д. Но, все это по-прежнему сопровождается различными фразеологизмами, с помощью которых мужчины пытаются вернуть утраченное превосходство (волос длин, ум короток; мужик в юбке; женщина за рулем хуже обезьяны и т.д.).

Но если задуматься, то можно обнаружить, что практически 75% всех предметов, которые нас окружают, имеют женский род. Даже земля, которая всегда являлась объектом гордости и яростных торгов мужчин, и та женского рода. Мать – сыра земля, это выражение пошло с незапамятных времен.

Как бы ни пытались шовинисты от мужчин, принизить значение женщины, именно Она является тем вечным двигателем, что заставляет совершать различные поступки. Именно в честь Неё был покорён Эверест, именно из-за Елены Троянской была развязана одна из наиболее кровавых войн человечества, в ЕЁ честь вспыхивали, вспыхивают, и будут вспыхивать различные конфликты (подчас и вооруженные).

Все вышеперечисленные трансформации образа женщины повлияли и на её лексическую репрезентацию, постепенно добавляясь к ядру концепта всё новыми и новыми значениями. Но одно является неизменным и бесспорным: сам факт первостатейной значимости этого концепта для всех языковых и неязыковых картин мира.

1.4 Структура концепта «женщина» во французской языковой картине мира

Исследователи единодушны во мнении, что концепт структурирован. Существует множество способов номинации концепта, отражающие не только неединичность точек зрения на него, сколько множественность его сторон, которые, собственно, и открываются с этих «точек зрения».Сложность структуры концепта определяется, с одной стороны, тем, что «к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия»; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что делает его фактом культуры -- исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.. Согласно трактовке концепта «женщина» данной в словаре MévelJ.P. DictionnaireHachetteencyclopédiqueillustré / Jean - PierreMével. - Paris, 2007:

Женщина-(Xe); лат.femina;

I.Человеческое существо относящееся к женскому полу, которое способно в период овуляции зачать ребенка и носить его вплоть до его рождения.

1.Человеческое существо женского пола в тот период жизни, когда его возраст позволяет рассмотреть половые признаки (противоположно ребенку). Чаще всего термин «женщина» относят к взрослому периоду (после половой зрелости) который связывают с оптимальным возрастом для замужества (противоположно девочке). Фамильярно: баба(gonzesse), полюбовница (nana, nenette). Наиболее употребительные словосочетания: женщина, женщины (unefemme, desfemmes); мужчины и женщины (lesfemmesetleshommes); мужчина, женщина и два ребенка (unhomme, unefemmeetdeuxenfants);девочка, молодая девушка, женщина (unepetitefille, unejeunefilleetunefemme ).