Смекни!
smekni.com

Интонация (стр. 3 из 5)

При чтении этого отрывка первая психологическая пауза перед словами и я мгновенно сбросил ее в волны-пауза ожидания исхода борьбы; в то же время эта пауза - знак перелома; быстро сменяющиеся действия, напряженность этих действий должны же привести к какому-то концу. Вот он, конец: я мгновенно сбросил ее в волны. Что будет? Каково последствие этого действия? Верно, утонет? Таково содержание второй паузы. Эпизод закончен: Голова ее (девушки) мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего невидал. Третья пауза наполняется ·тоже значительным содержанием: гибель девушки случайна, бессмысленна. Пауза в данном случае заставит слушателя осмыслить прочитанное, задуматься над ним.

Психологическая пауза - выразительное средство при чтении произведения. По выражению К. С. Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» [18]. «Все они (паузы.) умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» [19]. «Пауза - важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей» [20]. Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей. С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм речи. Произнесём какую-то фразу или ряд фраз. Самое произнесение займет определенное время. Чем же заполнилось это время? Звуками самой разнообразной длительности. Звуки речи слагаются в слоги и слова, т. е. в ритмические части и группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывистого произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Между потоками этих звуков имеются паузы - тоже разной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере» [21]. Так определяет К. С. Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи. К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие - «темпо-ритм». «Буквы, слоги и слова,- говорит он,- это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» [22]. Речь диктора (чтеца) должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других - быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.Для овладения «музыкальной» речью К. С. Станиславский советует: «Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи. Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения), типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа» [23]. Эти советы молодым актерам как нельзя более пригодны и для чтеца, и для диктора, желающего совершенствовать речь, добиваясь ее большей выразительности. Не только в стихотворной, но и в прозаической речи есть ритм. В этом можно убедиться, слушая хорошее чтение произведений Пушкина, Гоголя, Typгенева и других. Даже в деловой речи – в выступлениях на собрании , по радио, при чтении газетной статьи - отмечается ритмическое произнесение. Самый четкий ритм ощущается при произнесении стихов. На протяжении предложения или всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если мы хотим привлечь внимание слушателя, то произнесем фразу или ее часть замедленно, подчеркнуто; вводные же слова или предложения, мысли второстепенные, высказываемые между прочим, произнесем в среднем или даже быстром темпе.

4. МЕЛОДИКА.

Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит также мелодика тона. Стоит сказать, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи. Зададим громко вопрос: И всё? Мы услышим подъем голоса на звуке [о]. Ответ: Да, всё. Мы отмечаем понижение голоса на звуке [о]. Схематически движение голоса можно обозначить следующим образом :

- И всё?!

- Да, всё.

Вот ещё мелодический рисунок фразы:

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Здесь намеренно обеднена мелодика предложения, чтобы легче было изобразить движение тона. На самом деле мелодика речи гораздо разнообразнее, богаче. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые - все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

Существуют различные мелодические фигуры. Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса (нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требуют повышения голоса (восходящая фигура). В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в качестве восходящей, а затем - в качестве нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом - после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы.

Примеры мелодических фигур:

Ты пойдёшь? (восходящая фигура мелодии).

Пойду .(нисходящая фигура мелодии).

Запомни раз и навсегда … (внушение, монотонная мелодия),

Ты опять уснешь!(полная фигура:повышение,кульминация, понижение голоса ).

Мелодика предложений, фраз, синтагм очень разнообразна. Современный синтаксис русского языка сводит мелодические рисунки синтагм к нескольким типам и в первую очередь различает мелодику конечных и неконечных синтагм. Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. Вопросительные имеют специфическую мелодику. В предложениях без вопросительных местоимений и наречий значение вопроса создается только мелодикой (резкое повышение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос). Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типам: 1. Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном :(Ваша книга I на столе. В ней вы прочитаете - всё).

2. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог выделяемого слова :

(Так как это близко,- ты поезжай).

3. Неконечные синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении:

(Это Володя I, наш тракторист).

Конечная синтагма произносится на более низком тоне. Обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики [24].

Следует учитывать, кроме того, еще особенности содержания высказываемой мысли, а также особенности грамматической структуры предложения, целого высказывания. В речевой практике мелодика многих грамматических структур закрепилась.

Так специфическими мелодиками являются: вопросительная, пояснительная, перечислительная, предупредительная, причинной связи, противительной связи, разделительная, мелодика вводности, незаконченности и др. [25]. При чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи: она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону. Взволнованной речи присущи смелые подъемы и понижения (падения) мелодии. Вспомним отрывок из произведения А. Гайдара «Чук И Гек», в котором изображается отчаяние матери. Вернувшись домой, в сторожку, она не нашла сына. Гек пропал ... Мать выбежала на дорогу, зарядила ружье и выстрелила. Прозвучал ответный выстрел.

У крыльца раздался гром и стук. Распахнулась дверь. В избу влетела собака, а за нею вошел окутанный паром сторож.

- Что за беда? Что за стрельба? - спросил он, не здороваясь и не раздеваясь. -Пропал мальчик,- сказала мать. Слезы ливнем хлынули из ее глаз, и она больше не могла сказать ни слова. - Стой, не плачь! - гаркнул сторож.- Когда пропал? Давно? Недавно? .. Назад, Смелый! - крикнул он собаке.- Да говорите же, или я уйду обратно! - Час тому назад,- ответила мать.- Мы ходили за водой. Мы пришли, а его нет. Он оделся и куда-то ушел

Слова пропал мальчик надо дать с мелодией незаконченности предложения (в восходящей мелодии). Повелительный смысл речи сторожа, добивающегося решения загадки, и настойчивое его требование ответить на вопросы: Давно? Недавно? - обусловлены обстановкой и создавшимся состоянием тревоги. Ударную силу приобретает фраза: Да говорите же, или я уйду обратно!,- которую следует прочесть в сильной, восходящей, а затем нисходящей мелодии.

Да говорите же , или я уйду обратно!

Успокаивающие слова сторожа порождают и соответственное понижение тона. Мелодия становится более спокойной: