СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
1) Общее понятие об интонации
2) Фразовое и логическое ударение
3) Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи
4) Мелодика
5) Тембр
Заключение
Сноски
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ.
В текстах журналиста, писателя, так же как и в произведениях художественной литературы отражается жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Раскрывая мир, каждый автор помогает читателю увидеть прекрасное или отталкивающее, достойное подражания или порицания. Не случайно Н.Г. Чернышевский называл литературу «учебником жизни», тем самым подчеркивая познавательную ее ценность. Я бы добавила, что журналистика – это тоже некий своеобразный учебник жизни. Ведь оказывая влияние на чувства, глубоко волнуя читателя, любое авторское произведение (не только художественное) доставляет ему эстетическое наслаждение, способствует пониманию и осмыслению окружающей действительности, формирует мировоззрение.
Важно уметь прочитать, донести вслух необходимую информацию. Но умение читать не приходит само собой. Его необходимо развивать умело и последовательно.
Выразительное, правильное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения или авторского, журналистского материала в звучащей речи. И от того как мы его прочтем, зависит адекватное понимание слушателем данного текста. Выразительно прочитать произведение, текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в конкретный текст.
Таким средством является интонация, о которой и пойдет речь в моем реферате.
1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ.
Как осуществляется выразительность звучащей речи? Попробуем произнести предложение: Вы не сердитесь. Если мы просто утверждаем это положение, констатируем факт, то при произношении фразы наш голос на ударном слоге падает вниз. Вместе с тем слово сердитесь силой выдыхания будет произнесено с большей напряженностью, чем другие слова той же фразы. Другие средства мы применим, если хотим спросить: Вы не сердитесь? На ударном слоге сказуемого наш голос заметно повысится. В то же время, несколько усилившись, фраза окрасится открытым или сдержанным любопытством, недоумением или другим чувством, что выразится также в едва уловимых оттенках голоса. Предложение, выражающее просьбу: Вы не сердитесь! – кроме эмоциональной окраски, будет отличаться удлинением ударного слога и вследствие этого скрадыванием послеударного слога. Фраза: Не сердитесь:Iя не виноват делится паузой на части. Пауза позволяет считать вторую часть фразы (я не виноват) разъяснением к первой, указанием на причинно-следственную связь между частями предложения. В предложении мы замечаем, что слова группируются по смыслу, связываются друг с другом, например: В такую погоду Iтолько бы гулять! В этом предложении две синтагмы, соответственно двум группам слов. В каждой группе одно слово по силе голоса и длительности ударного слога выдвигается вперед. Слово гулять несет на себе смысловое ударение. В первой группе слов есть тоже свое ударное слово погоду , но оно слабее ударного слова второй группы гулять.
Каждое предложение или целое высказывание получает определенную звуковую оболочку, приобретает свое звучание. С этим звучанием всегда связано значение предложения.
Из чего же создается материальная оболочка слов, предложений? Она создается из звуковых единиц, система которых образует звуковую сторону языка.[1]
Известно, что звуковые единицы языка разделяются на линейные (сегментные) и надлинейные (суперсегментные, просодические).
Линейные звуковые единицы – это звуки. Они располагаются в речи один за другим. Звуки могут образовать бесчисленное множество сочетаний.
Надлинейные суперсегментные звуковые единицы – это ударение и интонация . «Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные элементы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов или предложений»[2]. Так, в предложении: Ровной синевой залито всё небо нельзя указать логическое ударение, не произнося громче или сильнее одно из слов в составе предложения. Или: желая придать предложению восклицательное значение, мы должны произнести всё предложение с оттенком восхищения, что выразится в сильном подъеме голоса на слове всё и вслед за этим – в резком падении тона на слове небо с увеличением длительности гласного в ударном слоге: [н э бъ].
Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонация.
Основные элементы( а точнее компоненты) речевой интонации следующие:
1) Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2) Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
3) Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
4) Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна»[3], - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия»[4], - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы); выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи[5].
Можно ли научиться интонации, которая бы точно отражала содержание высказывания? На этот вопрос психологи отвечают отрицательно: «Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться ... Но есть способы найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный. :эта задача решается в теории сценической речи, наиболее совершенной из которых считается система К. С. Станиславского» [6].
Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она в известной мере непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. С передачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения: речь «чужая» должна быть чтецом «присвоена», должна стать «своей». Прием этот характеризуется психологами так: «Надо сообщать о своих собственных мыслях, считая: что для собеседника эти сообщения новы и интересны. Тогда появится заинтересованность в общении у обоих партнеров, и речь приобретет эмоциональную обращенность, выраженную в интонации» [7]. Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.
2.ФРАЗОВОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа/ в воздухе начинает холодеть(К. Ушинский). С каждым днем I становится все больше золотистых листьев(К. Ушинский).Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение: августа,холодеть, днём, больше, листьев. Практически это достигается небольшим усилением или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.
От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой выдыхания слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением» [8]. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, например: С конца августа в воздухе начинает холодеть.
Но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логическими ударениями. Например: Блеснули долы, холмы, нивы.
Здесь однородные члены: долы, холмы, нивы - логически выделяются, становятся ударными.
Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» [9]. Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художественной (сценической) речи: «Ударение - это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе» [10].
Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места логического ударения в предложении. Ставим ударение поочередно на каждом слове предложения: