1.3 Логическое ударение
Мелодика и особенно второй важный компонент интонации – громкость (интенсивность) используются для подчеркивания каких-то частей высказывания, называемое фразовым ударением. Нейтральная его разновидность называется синтагматическим ударением (Л.В. Щерба) и рассматривается как средство организации синтагм. Под понимается сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение Что вы делали вчера вечером? наиболее привычно распадается на две синтагмы (границы их обозначены вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделено курсивом): «Что вы делали | вчера вечером?» Такому вопросу соответствует ответ: «Читал новую книгу, | которую мне дали | на один день». Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями.
Отступлением от привычных норм синтагматического ударения является логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) —выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:
— Вы пойдете в театр? — Да, в театр.
— Вы пойдете в театр? — Да, пойдем.
— Вы пойдете в театр? — Да, мы.
В предложении «Его новая книга понравилась мне меньше, чем первая», хотя на конце первой синтагмы стоит слова книга, мы больше выделяем не его, а другое слово – новая и тем самым сделаем более выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая — первая.
Логическое ударение может еще больше подчеркивать слово, которое и без того должно быть выделено синтагматичеким ударением. Например: «Это не новая книга, а всего лишь нова статья!»
Логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения. Пример: обычное словесное ударение: до едым и логическое: «дом еды и помсле еды».
В художественной речи логические ударения, с одной стороны, определяются идеей произведения, с другой — помогают понять скрытый смысл или значимость буквально каждого слова. Рассматривая в качестве примера значимости логического ударения фразу И. Крылова У сильного всегда бессильный виноват…, А. Буяльский подчеркивает, что исходя из значения каждое слово в ней должно быть выделено логически. Однако ударения эти могут быть качественно разными. Так, первое слово в этой фразе выделяется повышением тона, а слова «бессильный виноват» — понижением: так тональным контрастом подчеркивается и то и другое. Слово «всегда» произносится в среднем регистре и выделяется частично акцентом, частично растяжением. В результате каждое слово становится значимым, но имеет свой вес, выраженный с помощью интонации.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.
Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т.д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!).
Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.
Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические…
Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.
Друзей || то и дело менять || не годится.
Необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока О, я хочу безумно жить часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова хочу. В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не безумно хочет, а хочет безумно жить.
Вместо позиционного примыкания слов пауза может создавать примыкание слов интонационное — связывать по смыслу отдаленные друг от друга слова. В качестве примера можно сравнить в предложении «Вечно нахмуренная свекровь | портила ей настроение» (вертикальной чертой обозначена пауза, курсивом выделено позиционно примыкающие друг к другу слова) позиционное примыкание и примыкание интонационное: «Вечно | нахмуренная свекровь портила ей настроение» (смысл: вечно портила).
Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.
Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксической и лексико-семантическими средствами формирования высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них, например, союзов. Так, интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисляемого ряда (повторением мелодического рисунка), паузами, отделяющими каждый член от предыдущего, в русском языке обычно дополнительным удлинением гласных ударных слогов. Например: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин); Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).
Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или ее части, звена, периода. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Паузы во взаимодействии с логической мелодией отражают степень законченности речевого звена, фразы, периода. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения.
Логическая мелодия фразы в большей мере определяется знаками препинания. Например, фразы: «Осторожно, дети» и «Осторожно: дети!» — имеют разный смысл и звучат различно. Знаки препинания указывают на паузы, а также на повышение и понижение голоса. И хотя надо принять во внимание недостаточность и недостаточную гибкость знаков препинания, однако отношение к этим скромным указателям на путях осмысления текста должно быть самым внимательным и острым.
В. Вересаев рассказывает (в «Воспоминаниях»), как извратил он смысл одно из строф «Бородино», прочитав ее с интонацией, которая соответствовала такой расстановке знаков препинания:
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!
Станиславский настаивал на необходимости работы «по знакам препинания в связи с интонацией» и объяснял: «Прямое назначение знаков препинания – группировать слова фразы и указывать речевые остановки или паузы. Она различны не только по продолжительности, но и по характеру. Последний зависит от той интонации, которая сопровождает речевую остановку» (Станиславский К.С. Собр. соч., т. 3, с. 326).
2. Интонация как средство выразительности
2.1 Интонация и фигуры речи
Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.
С помощью риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя привлечено к определенным частям текста.
Риторический вопрос — это предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя. Яркий пример — «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Пушкина:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ мен.
Парки бабье лепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:
Как хороши, как свежи были розы