План работы
1. Когнитивизм – интегральная наука
2. Когнитивная семантика – исследование ментальных структур
3. Категоризация и концептуализация мира
4. Понятие концептуализации и языковая картина мира
5. Знаковые отношения: от денотата к концепту
6. Формы концептуализации действительности
Библиография
Когнитивная наука является наукой о системах представления знаний и обработке информации. Как указывает Р. Шепард, когнитивная наука представляет собой науку об общих принципах, управляющих мыслительными процессами.
В центре внимания оказывается весь багаж человеческих знаний и опыта. Когнитивная наука интегрирует данные различных наук, в частности, моделирование Искусственного Интеллекта, лингвистики, нейронаук, философии и психологии. На основе доклада В.З. Демьянкова выделим несколько магистральных направлений и задач когнитивной науки:
1) построение теории "переработки" естественного языка человеком при учете особенностей текстов, а также, опираясь на описание процессов логического вывода на естественном языке, – "речевого размышления";
2) объяснение того, как работает мышление человека;
3) сведение воедино того, "что известно о мышлении в различных научных дисциплинах": в психологии, лингвистике, антропологии, философии, компьютерологии. Она должна ответить на следующие вопросы: что такое разум? Как мы осмысливаем свой опыт? Что такое концептуальная система? Как она организована? Обладают ли все люди одной и той же концептуальной системой?
Как можно увидеть из предлагаемого списка задач, когнитивная наука является междисциплинарным направлением, в рамках которого предпринимаются попытки исследовать когницию через выявление ее механизмов, используя при этом современную вычислительную технику. Когниция, в этом смысле, представляет собой то же самое, что и знание, но "с абстрагированным набором сущностей той же природы". Когниция – "это аспекты познания, связанные с приобретением, использованием, хранением и выработкой знаний". При этом, как указывает Е.С. Кубрякова, этот труднопереводимый на русский язык термин "чаще всего обозначает познавательный процесс или же совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов", направленных на восприятие мира, категоризацию поступающей извне информации.
В каком-то смысле когнитивная лингвистика, как отмечает Е.В. Рахилина, возникла как альтернатива генеративному подходу Н. Хомского, поскольку, хотя ему и принадлежат слова о том, что задача лингвистики – изучение когнитивных способностей человека, эта идея так и не была никогда реализована им на практике. Однако сохранилась общая мысль, способствовавшая оформлению когнитивной лингвистики в новое направление, а именно то, что языковые способности человека – это часть его когнитивных способностей.
Еще Н. Хомским были сформулированы проблемы, связанные с восприятием и переработкой информации человеческим мозгом:
1) что представляет собой знание языка, что существует в сознании / мозгу говорящего на разных языках;
2) как возникает эта система знаний в сознании / мозгу;
3) как эта система знаний используется в речи;
4) каковы физические механизмы, используемые в качестве материальной базы для этой системы знаний и для применения знаний. Современный лингвист решает их исходя из теснейшей и неразрывной связи языка с мышлением, деятельностью и социальными отношениями людей.
Таким образом, язык в когнитивном подходе становится лишь небольшой частью познаваемого нами мира, и для того, чтобы иметь целостную картину необходимо привлечение не только наших психических, умственных способностей, но и знаний о мире, социального контекста высказывания, способов организации и трансляции знаний и т. п. Эта идея была предвосхищена еще Вильгельмом фон Гумбольдтом, понимающим язык как "мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека".
Язык мыслится как весьма важная для человека форма существования знания, в котором отражена действительность. Исходя из концепции Р. Джакендоффа, изложенной им в книге "Семантика и познание", необходимо различать реальный мир, как источник наших знаний, и мир отраженный (projectedworld) или мир, проецируемый нашим сознанием. Зарубежными теоретиками и практиками когнитивной семантики, решается вопрос о соотношении семантики и действительности. "Проецированная" в семантику действительность отличается от мира реального. Поэтому один и тот же предмет или категория может мыслиться и, далее, вербализоваться разными народами и языками по-разному. В представлении Вильгельма фон Гумбольдта "разные языки – это не различные обозначения одной и той же вещи, а различные видения ее". Отталкиваясь от этой идеи, мы можем утверждать, что, исследуя какой-то определенный язык, мы вторгаемся неизбежно в область психологии, культуры, мышления и всего своеобразия данного языкового социума. В терминах автора этой мысли, мы эксплицируем знания, хранящиеся и передаваемые от поколения к поколению, во всех их взаимосвязях, и в фокусе нашего внимания оказывается "народный дух". Следовательно, когнитивная лингвистика, как указывает М.В.Черепанов, "представляет собой не что иное, как один из новых подходов к решению традиционной проблемы взаимодействия феноменов языка и мышления".
В настоящее время принято различать сущности из мира "идеальное" и мира "действительность". Эксплицируя концепт, А. Вежбицкая определяет его как объект из мира "идеальное", отражающий существенные представления человека о мире "действительность", "сама же действительность дана нам в мышлении (не в восприятии) именно через язык". Такое различение двух "миров" дает лингвисту возможность заглянуть в ранее потаенную комнату, или рассмотреть "человека в языке".
Как известно, долгое время приоритетным в лингвистике было изучение внешних проявлений языка, языка экстериоризированного. Гораздо более трудная задача состоит в изучении интериоризированного языка, после того, как он репрезентирован в голове человека. В связи с этим были найдены новые принципы языкознания, в которых отмечается преобладание интеграционных тенденций; это – экспансионизм – выход в другие науки, антропоцентризм – изучение языка с целью познания его носителя, функционализм – описание всех функций языка и экспланаторность – стремление объяснить все языковые явления
Когнитивная наука объединила все дисциплины, связанные с изучением человеческого мозга и его работой по нескольким направлениям – логическому, нейрофизиологическому, лингвистическому и психологическому.
Когнитивный подход антропоцентричен по своей сути, поскольку позволяет описывать семантику языковых единиц с точки зрения всей суммы знаний, полученных в ходе познавательной деятельности человека, включая и знание функционального использования объекта и его место в ряду окружающих индивида объектах. В основе когнитивного подхода лежит выявление всех типов знаний, которые заложены в структуре отдельных лексем и их блоков и используются в коммуникативной деятельности.
В рамках когнитивной лингвистики выделяется особый раздел, занимающийся вопросами понимания и использования языка, – когнитивная семантика, отличающаяся от традиционной семантики постановкой проблем и методами их решения основе когнитивной семантики лежит концептуальный анализ языка, который включает исследование разнообразных видов ментальных структур, а также различные способы репрезентации этих структур в сознании человека.
Ч. Филлмор, в рамках теории семантических полей, выделяет следующие типы ментальных структур: 1) контрастивные множества и таксономии, которые известны также как антонимы и гиперо-гипонимические ряды. В первых благодаря семантическим оппозициям, зная значение одного из конституиентов группы, можно домыслить и понять значение остальных ее членов. Классическим примером таксономии, характеризующейся отношениями иерархии (господства), основанными на родо-видовой концептуальной общности их членов, является организация лексического поля наименований растений; 2) парадигмы – группы слов, объединенных одним интегральным семантическим признаком, но различающихся друг от друга другими признаками. При этом каждый такой признак участвует в различении более чем одной пары слов. Используя это правило, можно сказать, что отношения между "мужчина" и "женщина" являются парадигматическими, так как их семантическое различие участвует в различении таких слов, как "мальчик" и "девочка", "хозяин" и "хозяйка", "артист" и "артистка" и многих других; 3) одной из важных структур семантического поля является партономия. В такой структуре слова соединяются отношениями "часть-целое". Одним из ярких примеров партономии может служить иллюстрация структуры названий частей тела (ноготь – часть пальца, палец – часть кисти, кисть – часть руки, рука – часть тела); 4) аналогом семантического поля в когнитивной семантике чаще всего выступает фрейм. По мнению Ч. Филлмора, наиболее значимым является именно этот тип структуры. Он понимает под этим термином систему концептов, соотносимых таким образом, что для того, чтобы понять любой из этих концептов, надо понять всю структуру, в которую входит тот или иной концепт. "Фреймом, – пишет автор, – можно считать набор слов, каждое из которых обозначает определенную часть или аспект некоторого концептуального или акционального целого". Фрейм – это все множество хранимых в памяти ассоциаций, имплицирующих комплексную ситуацию; его можно сопоставить с "кадром", в рамки которого попадает все, что типично и существенно для данной совокупности обстоятельств.