Смекни!
smekni.com

Библейская теория происхождения языков (стр. 2 из 2)

Если люди, таким образом, наказаны Богом, то надо бы знать: за что? В чем состоит второе грехопадение человека? Какую заповедь преступили сыны Ноя? За что Всевышний лишил людей «сафа ахад» и впустил, тем самым, зло в историческую жизнь?

В русском синодальном переводе Библии сказано, что люди, строя башню, желали сделать себе имя, «прежде нежели» они рассеются по земле. На иврите звучит иначе: не «прежде нежели», а «чтобы не расселяться»... Но ведь Бог повелел потомству Ноя наполнять землю. Что же, люди не пожелали расселяться?

Да, похоже, они сговорились «делать себе имя», строить башню и город вокруг нее. Это ли не ослушание? Более того, это бунт. Расселяясь по Земле, люди должны были наполнить ее собою, работать на ней, включать человеческое в общеприродное и общеприродное в человеческое. Вавилонские же строители не пожелали выполнять это повеление Бога. Они специально искали и нашли особое пустынное место, где не было природного материала для строительства, где возможно было строить только искусственными методами, с помощью кирпичей и цементирующей смолы. Вавилонские градостроители вообще не желали жить в Природе.

Собственно, они и положили начало нашей цивилизации. Их деятельность была внеприродной и принципиально самоценной. Это деятельность ради деятельности, воздвигание для воздвигания, нескончаемое строительство башни до небес.

Даже кирпичи люди эти делали не столько для башни: «будем жечь их для сожжения». Обманная, искусственная деятельность на пустом месте. Если допустить, что сам Бог наказал человечество злом Истории за преступление вавилонского поколения, то надо ясно сказать, за что такое наказание, за что все это неисчислимое горе, накопившееся с тех времен во всеобщей истории народов. Так наказать за ослушание? Нет, здесь что-то совсем иное. В Библии рассказывается о том, что произошло. Но что могло произойти в результате вавилонского строительства?

Всевышний в самом начале оборвал его, и потому мы не знаем роковых последствий, во избежание которых Бог разделил единое человечество на народы и языки, отнял у него «сафа ахад». Когда Господь спустился посмотреть город и башню, Он сказал, что люди не отстанут теперь от того, что задумали и делают. Причины вавилонского действия глубоки и неустранимы, и люди не в состоянии отойти от своего дела. В чем они, эти неустранимые глубинные причины? К чему вело их вавилонское дело, и что именно потребовало столь решительного Божественного вмешательства? Если мы поймем это, нам будет легче постигнуть произошедшее и в Истории нашего века, который взялся возродить и реконструировать вавилонское дело.

На наш взгляд, и сама история XX века может дать нам уразуметь, что в Библии недоговорено: Господь Бог не наказывал, а спасал человечество от того, к чему вела вавилонская деятельность. Для этого Господь совершил два разных действия, названия которых на русский язык переведены одним и тем же глаголом «смешал». В Библии же они обозначены разными словами. Первое выражено словом «навла», что значит «увял».

Последствия «увядания языка» огромны и фундаментальны и определяют с тех пор взаимоотношения между людьми: «чтобы не слышал каждый из них ближнего своего». Произошло разъединение людей, их изоляция друг от друга и самозамыкание.

Увял «язык един» - и им стало куда труднее вступать в духовное общение и быть «ближними». Так была прервана вавилонская деятельность. Но почему именно так - при помощи фундаментальных преобразований в душе?

Вавилонское строительство показало Всевышнему, что человек способен до полного самозабвения и самоотдачи предаваться внешней совокупной деятельности. А в таком состоянии никакая внутренняя работа души невозможна. Да и сама эта внешняя деятельность свидетельствует о духовной оскудении: когда накал духовной жизни слабеет, человек стремится активизировать себя во всякого роде общественной деятельности, полагая исключительно в ней смысл и значение своей жизни. Увядание языка, самозамыкание человека возвращает его к самому себе, заставляет его концентрироваться на своей внутренней жизни, осознавать и решать, прежде всего, ее проблемы, заставляет душу трудиться.