Лурия подразделял мозг на три блока и считал, что для любой человеческой деятельности необходимо взаимодействие между этими тремя частями.
· Энергетический блок.
· Блок, отвечающий за приём, переработку и хранение экстероцептивной информации.
· Блок, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль за сознательной психической деятельностью.
Он подчёркивает, что каждая из этих частей подчинена иерархической структуре и связана с тремя зонами коры головного мозга соответственно:
· Первичная зона (проекционная), которая получает импульсы от периферии или же отправляет их ей.
· Вторичная зона (проекционно-ассоциационная), где полученная информация обрабатывается или где подготавливается программа действия.
· Третичная зона (суперпозиционная) – системы, возникающие последними в развитии полушарий мозга, которые отвечают за самые сложные формы мозговой деятельности, требующей согласованного одновременного участия многих зон коры головного мозга.
Другие нейролингвистические модели
Хотя неоклассическая модель и модель динамической локализации функций на сегодняшний день являются наиболее изученными, это не единственные исследования. Среди новых направлений необходимо отметить прагматическую модель, когнитивную нейропсихологию и теорию связанных сетей.
Нейролингвистика в связи с другими аспектами языка
Фонетика и нейролингвистика
Проблемы, рассматриваемые нейролингвистикой в фонетике, разные, и точки зрения меняются в зависимости от принятых лингвистических моделей, классических (структурализм, генеративизм) или современных.
Один из типов фонологических проблем, исследуемых неврологией, это парафазия:
“нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи.
Различаются два вида парафазии:
1) парафазия литеральная - ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые;
2) парафазия вербальная - замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно”.[5]
Примеры фонемической парафазии:
Добавление: Земля – Земпля
Удаление: Земля – Земя
Замещение: Земля – Замля
Кроме вопросов, связанных с фонемой, нейролингвистика также занимается другим классом фонетических единиц, например, силлабической структурой и слогами, сонорностью, ударением, тоном, интонацией, просодией, мелодией и голосом. Например, слоги – это область, которая привлекает много внимания, потому что есть части слога, которые чаще других могут быть заменены.
Ударение – другой аспект, изучаемый нейролингвистами, которые нашли ошибки в расстановке ударения у пациентов с афзией, связанной с повреждением левого полушария. Точно так же травмы этого полушария влияют на тон и интонацию в таких языках как норвежский и мандарин (северокитайский язык).
Морфология, синтаксис и неврология
Одна из характеристик пациентов с афазией – это аграмматизм речи:
«(от греч. a - отрицат. частица и grammata - чтение, письмо) - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии».[6]
Так же феномен параграмматизма привлекает внимание учёных, которые занимаются проблемой афазии. Параграматизм – «патологическое состояние: нарушение устной или письменной речи, выражающееся в неправильном применении правил грамматики. Может быть связан с нарушением созревания речевых центров или очаговым поражением височно-теменной области доминантного (у большинства людей - левого) полушария головного мозга».[7]
Эти феномены представляют большой интерес для лингвистов и нейролингвистов, потому что они являются основой морфологических и синтаксических учений в нейролингвистике. Вот некоторые вопросы, на которые пытаются ответить исследователи:
· Отношения между пониманием и производством речи.
· Отношения между аграмматизмом и параграмматизмом.
Семантика и неврология
Аномия (невозможность найти слова в своём лексиконе) - ключевой феномен для нейролингвистики. Аномия является обычным симптомом в многих видов афазии, и вызывает вопросы и дискуссии между нейролингвистами. Особенно, объект внимания – лексикон, т.е, словарный запас. Нейролингвистика задаётся вопросом о том, как мозговые травмы влияют на лексикон. Либоповреждаетсялексикон, либопрерываютсясвязимозга.
Пациенты с афазией обнаруживают склонность к замене одного слова другим, почти всегда связанным каким-либо типом отношений с ненайденным словом. Например:
Часть речи: кошка вместо собака
Соподчинённый: собака вместо пудель
Подчинённый: пудель вместо собака
Часть вместо Целый: дерево вместо лес
Характеристика: жёлтый вместо банан
Пространственное отношение: голова вместо шапка
Функционально-причинное отношение: бить ногами вместо мяч
Многоречивость: То что было у него вчера, и помогло ему собирать яблоки, у нас тоже было дома вместо стремянка.
Задача нейролингвистики в настоящее время – объяснить эти феномены.
Заключение
Одновременно, нейролингвистика является старой и новой наукой. У неё большая история, и как было показано, учёные всех областей интересовались изучением нейролингвистики, создали новые теории, работали над различными гипотезами, помогали создать нейролингвистику. Но, ещё многое не сделано, и предстоит сделать.
В настоящее время, разные направления нейролингвистики исследуют, чтобы понимать как работает мозг, когда мы говорим, слушаем, думаем предложения, начинаем изучать чужие языки, и т.д. С одной стороны коннективизм, с другой когнитивная теория, с третьей теория динамической локализации функций, все пытаются решить вопросы о том, как язык рождается, развивается, функционирует, превращается и т.д., в мозге человека.
Список использованных источников
Introduction to Neurolinguistics. Ahlsén, Elisabeth. – Amsterdam / Philadelphia.: Изд-во «John Benjamins Publishing Company», 2006.
Studies in neurolinguistics. Whitaker H. A, & Whitaker H. – New York NY.: Изд-во «Academic Press», 1976.
Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/%C0%C3%D0%C0%CC%CC%C0%D2%C8%C7%CC(Посещённый 10.12.2010)
Лингвистический энциклопедический словарь. Караулов. Е. Н. Винарская, С. Н. Кузнецов. http://tapemark.narod.ru/les/327c.html (Посещённый 08.12.2010)
Медицинский словарь. Пoд peд. B. Бopoдyлинa. http://www.medactiv.ru/yguide/p/guide-p-0061.shtml (Посещённый 10.12.2010)
Словарь лингвистических терминов. Ахманова. О. С. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1969 – С.373.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин. http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%CF%C0%D0%C0%D4%C0%C7%C8%DF (Посещённый 10.12.2010)
[1]Словарь лингвистических терминов. Ахманова. О. С. – М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1969 – С.373.
[2]Ibid. С.444.
[3] Ibid. С.454.
[4] Лингвистический энциклопедический словарь. Караулов. Е. Н. Винарская, С. Н. Кузнецов. http://tapemark.narod.ru/les/327c.html (Посещённый 08.12.2010)
[5] Словарь практического психолога. С.Ю. Головин. http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%CF%C0%D0%C0%D4%C0%C7%C8%DF (Посещённый 10.12.2010)
[6] Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/%C0%C3%D0%C0%CC%CC%C0%D2%C8%C7%CC (Посещённый 10.12.2010)
[7] Медицинский словарь. Пoд peд. B. Бopoдyлинa. http://www.medactiv.ru/yguide/p/guide-p-0061.shtml (Посещённый 10.12.2010)