Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие риторики (стр. 2 из 3)

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;

2) Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, – вот стихия софиста;

3) Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма».

Лисий (ок. 415–380 до н. э.) считается создателем судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали краткость, простота, логичность и выразительность, симметричное построение фраз.

Исократ (ок. 436–388 до н.э.) считается основателем «литературной» риторики – первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он одним из первых ввел понятие композиции ораторского произведения. Особенностями его стиля являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легко доступные для понимания, ритмическое членение речи и обилие декоративных элементов. Богатая украшенность делала речи Исократа несколько тяжеловесными для восприятия на слух.

Платон (427–347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение, прежде всего, эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи.

Аристотель (384–322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля можно определить как:

1) диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2) гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

3) смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.

Помимо теоретиков в античности важную роль играли ораторы-практики, которые не писали теоретических работ по риторике, но образцовые речи которых активно использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором был Демосфен (ок. 384–322 до н.э.).

В Греции сложились два стиля ораторского искусства – богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм.

3. РИТОРИКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Падение полисного строя и утрата Грецией самостоятельности приводит к уменьшению роли ораторского искусства. Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особого расцвета во время могущества Римской республики. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, в сенате и в суде, где мог выступить практически каждый свободный гражданин. Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Любой выпускник русской дореволюционной гимназии мог прочитать по латыни наизусть и прокомментировать первую речь Цицерона против Катилины: «Доколе, о Катилина, будешь ты истощать наше терпение..."», содержащую знаменитое крылатое выражение "О времена! О нравы!» (O tempora! O mores!). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона.Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

Творчество Марка Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью хорошего красноречия служит одобрение римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его – оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.

Квинтиллиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.

Общий кризис Римской империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции – функции носителя мысли.

4. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Падение Римской империи в конце 5 века знаменовало переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменилось иерархической субординацией сеньоров и вассалов. Эпоха средневековья длилась 12 веков. Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Средневековое ораторское искусство восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой – привносило в выступление элементы схоластики. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.

С появлением средневековых университетов в 11-12 веках зарождается университетское красноречие. Оно было шагом вперед по сравнению с богословской риторикой, обращено к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания, но все еще слишком много схоластики.