Смекни!
smekni.com

Анатолий Федорович Кони как идеальный оратор XX века (стр. 1 из 8)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Риторика»

На тему: «Анатолий Федорович Кони как идеальный оратор XX века»

Санкт-Петербург

2010

Введение

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Какими способностями должен обладать человек, чтобы уметь воздействовать речью на других? Можно ли развить эти способности и если да, то как? Наука под названием риторика дает ответ на эти вопросы.

Значение этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что древние греки, в частности Платон, называли риторику "искусством управлять умами" и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой.

Люди, приобщаясь к культуре, получают представление о речевом поведении, его идеале, которому нужно следовать, и понятие о том, как должно выглядеть и использоваться умение владеть речью. Этот идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.

Появлением представления об идеальном речевом поведении обусловлено появление понятия об идеальном ораторе. С развитием риторики изменялось и представление о риторическом идеале и появлялись новые великие ораторы своего времени. Так как темой данной курсовой работы является рассмотрение личности идеального оратора XX века, рассмотрим одного из самых видных деятелей судебного ораторского искусства Анатолия Федоровича Кони, русского юриста, литератора и общественного деятеля данного столетия. Актуальность данной темы определяется сегодняшним отсутствием ярких выдающихся представителей судебного красноречия и тем, что в наше время начинает возрождаться судебная система 60-х годов XIX века, современником которой был А.Ф. Кони.

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений А.Ф. Кони, их дальнейший анализ и систематизация. С помощью этого постараемся рассмотреть в чем же заключается уникальность именно А.Ф. Кони как оратора и юриста, и какие черты идеального оратора, ему присущи.

Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач: изучить историю риторики и ораторской деятельности, рассмотреть изменение риторических идеалов с течением времени, проанализировать теорию и отличительные черты судебного красноречия, определить основные особенности А.Ф. Кони как практикующего оратора и на основе одного из его выступлений проанализировать и систематизировать особенности речевой культуры оратора.

Для проведения данного исследования были изучены труды А.Ф. Кони, критические статьи, интернет-источники, а также проведена аналитическая работа по одной из его самых образцовых судебных речей «по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем» (1872 г.).


Глава 1. История риторики

1.1 История риторики, возникновение и развитие риторического идеала

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для всех современников этой культуры. Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, другими словами, риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки.

Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

1. исторической изменчивостью;

2. культурной специфичностью;

3. социальными особенностями.

Риторический идеал – это, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что соединяет в одно целое культуры и народы. Это то, что обеспечивает непрерывность речемыслительного творчества.

Внутри риторического идеала могут происходить перестановки ценностей по значимости, могут добавляться новые элементы и исчезать некоторые прежние элементы. Тем не менее, идеал в целом сохраняет большую жизнеспособность и стремится жить до тех пор, пока жива, питающая ее культура.

Ораторское искусство Древней Греции.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. В Древней Элладе существовал демократический способ управления государством, поэтому каждый гражданин полиса имел право публично выступить с речью. Это давало большой толчок развитию риторики; обучение этому ремеслу считалось очень престижным, что и привело к появлению первых риторов в V веке до н.э.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Он создал своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации. Велики его заслуги и в создании литературного языка аттической прозы. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Основоположник софистики - древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует.

Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой - победа в споре, считается ученик Горгия, философ-материалист Протагор (480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам - существованию существующих и не существованию несуществующих», что душа «есть чувства и больше ничего... и что все на свете истинно».

Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) тоже был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов: «Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – это человек, умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости».

По мнению софистов, цель идеального оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие и тонко разработанные способы убедить кого угодно и в чем угодно.

Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он самым важным требованием к оратору ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы».

Риторика в своем общепринятом смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.), учеником Сократа, задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, согласно Платону, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает перед слушателями как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал ее в своих произведениях.

Далее задача превращения риторики в научную дисциплину была решена уже Аристотелем (384-322 до Р.Х.). «Риторика» Аристотеля - первая систематическая монография, описывающая «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Это великое произведение - не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.

Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный Платоном в диалогах, воспринятый и развитый Аристотелем в его «Риторике», продолженный в римской риторике Цицероном, можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль – истина; благо – добро; красота – гармония.