Смекни!
smekni.com

Особенности употребления имён прилагательных в текстах современных СМИ, в материалах региональной прессы (стр. 2 из 2)

Время от времени на страницы печати проникают атрибутивные словосочетания, которые не допустимы и противоречат литературной норме, например, причинённое разрушение, развязанные репрессии, совершаемые происшествия, совершенная клевета, “За допущенные недостатки заместитель директора освобождён от занимаемой должности" (Правда), “Принять необходимые меры по коренному повышению идейно-художественного уровня эстрадного искусства" (Заря Востока). Использование имени прилагательного в данном случае ненормативно и даёт результат, противоположный тому, которого ожидал автор.

К словесным излишествам относятся слова и выражения, часто употребляемые в устной и письменной речи с единственной целью - произвести впечатление на слушателя или читателя. Эти слова в какой-то степени эмоционально окрашены. Однако их изъятие из текста не влияет на его содержание. Их частое использование в речи делает её однообразной, монотонной. Примером такого излишества может служить прилагательное “уникальный”, означающее “единственный в своём роде, неповторимый, исключительный”. Уникальным называется такой предмет, который существует только в единственном числе, подобного ему в природе нет. Вот, например, “На Тринидаде имеется уникальная гостиница: вход в неё - с крыши, вестибюль находится там, где у других зданий чердак. Приезжие входят туда сверху, а затем спускаются в свои номера на лифте" (Наука и жизнь). Один предмет не может быть уникальнее другого, быть уникальнейшим или самым уникальным. В предисловии к “Толковому словарю живого великорусского языка" Вл. Даля лексикограф А.М. Бабкин пишет, что этот словарь “явление исключительное и, в некотором роде единственное”. Александр Михайлович мог бы назвать словарь “уникальным”, но он этого не делает, помня о том, что в Словаре Даля это слово отсутствует. Зачастую журналисты чересчур злоупотребляют этим прилагательным, чтобы материалы претендовали на сенсационность и исключительность. Часто оно употребляется в значении “редкий" чего не может и не должно быть[4].

Прилагательные могут носить презрительно-ироническую окраску, например, “Вот и создаётся впечатление, что кинотеатры - это далёкое “совковое" прошлое” (АиФ, 2000, №42) - существенным компонентом значения в слове совковый, которое становится синонимом слову советский, является сатирическая окраска. “Самые “крутые" льготники по федеральному законодательству: инвалиды войны - 32 льготы; ветераны труда - 8; герои России и СССР - 25” (КП, 15.11.2000). Разговорное слово “крутой" развивает в современной речевой практике новые, по сравнению с литературным аналогом, значения:

1) (о человеке) дерзкий, жестокий; высший образец, стандарт, с точки зрения лиц, принадлежащих к определённым социальным кругам;

2) достигший предела в чем-либо;

3) характеризующийся крайней степенью проявления; экстраординарный;

4) лучший[5].

Также стало активным в современной публицистической речи прилагательное “пиратский” (о незаконной, произведённой с нарушением издательского или авторского права продукции). Словарь квалифицирует его как криминальное, а разговорное слово сочетается с просторечным в значении содрать.

Медиа-текст принимает молодёжный сленг. Например, прилагательное “продвинутый”.

Нельзя оправдать обращение журналиста к ненормативной лексике, например, “отмороженные”, “беспонтовые”. Использование подобной лексики в текстах СМИ мотивировано, если это связано с характером описываемой ситуации и если эта лексика участвует в организации художественного приёма.

Текст, начиная уже с заголовка, может плести причудливые узоры смысла через разрушение традиционных языковых моделей. Например, в статье про феномен Тамаготчи используется окказиональное прилагательное карманно-домашний - информационно ёмкое и точное для описания специфики Тамаготчи. Вторичные определения “накапливают” качества предмета - электронный, виртуальный, японская народная, писклявый. В конце статьи даётся оценка предмета, также с помощью качественных прилагательных - более гуманный вариант, гениальный педагог, лучшая демонстрация вашего прилежания.

Имя прилагательное может быть элементом словесной игры с сочетаемостью слов. В “Общей газете” (2000, №4) в одной из статей было написано: “Рассуждая над скоропостижным партнерством “медведей" с коммунистами, Явлинский пришел к выводу: “Так проще - упал-отжался”. Слово скоропостижный (внезапный, неожиданный) употребляется обычно в сочетании со словом смерть. Этот “семантический след” в текстовом словосочетании скоропостижное партнерство нужен пишущему, вероятно, чтобы указать на возможные серьёзные политические последствия предпринятого в спешке шага. Или ещё один пример - заголовок материала о дозированной подаче информации о гибели АПЛ “Курск” - “Правда о “Курске" - неподъемна” (ОГ, 2000, №43). Развитие нового значения в словосочетании неподъемная правда. Игра обнаруживается в контексте о сложности подъёма лодки и аналогичной сложности с “подъёмом”, обнародованием правды. Подобные игровые ситуации с использованием прилагательных одновременно насыщают текст в плане активности его восприятия и получения внутритекстовых смыслов из единиц языка. Построенный таким образом журналистский текст дарит читателю альтернативную картину мира[6].

Заключение

Результатом журналистского творчества является готовый медиа-продукт, который отличается собственными творческими установками и различной мерой воздействия на аудиторию. Для того, чтобы произведение было информационно насыщенным и имело эмоционально-экспрессивную оценочность журналисту необходимо использовать такую часть речи, как имя прилагательное. Целью данной работы являлось выявление особенностей употребления имён прилагательных в публицистической речи и определение их основных стилистических функций. Необходимо отметить, что две основные функции прилагательных - коммуникативная и экспрессивная - реализуются в тексте прежде всего для того, чтобы выразить своё отношение к событию, явлению. На первый план выдвигается эпитет, т.к. речи свойственна эмоциональная окрашенность, а публицистической речи тем более. Отношение к действительности решает предикативная функция прилагательных, употребленных в краткой форме. Также следует отметить, что определения становятся составляющими словесной игры в заголовках и текстах СМИ, а также являются элементами окказиональных экспериментов. Зачастую журналисты злоупотребляют некоторыми прилагательными и их категориями, пытаясь создать материал исключительный, сенсационный, единственный в своём роде. Но это приводит лишь к нарушению литературной нормы и требует стилистического редактирования. Типичные семантические ошибки при употреблении прилагательных - это плеоназмы, например, более лучший, прелюбопытнейший. Следует избегать подобных излишков в речи и тексте. Также журналисты должны помнить, что обращение к ненормативной, жаргонной лексике (например, отмороженный, беспонтовый) может быть оправдано только в случае создания художественного приёма или для передачи характера ситуации.

Список дополнительной литературы

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2002. - 462с.

2. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование. Учебное пособие. - М., 2003. - 192с.

3. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 383с.

4. Современный русский язык: Учеб. Для студ. вузов/под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2002. - 560с.

5. Стилистика газетных жанров.М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 230с.

6. Интернет-сайт: http://www.bobych.ru/

7. Интернет-сайт: http://www.hi-edu.ru/


[1] Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2002.

[2] Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) Спб., 2002.

[3] Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2002.

[4] Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование. М., 2003.

[5] Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) Спб., 2002.

[6] Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) Спб., 2002.