Смекни!
smekni.com

Язык и речь чести, справедливости и доброты: юро-лингво-дидактический аспект (стр. 2 из 4)

На самом деле национальность не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельство ничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».

Между тем, в большинстве случаев, ребенок, рожденный в одной местности, принадлежит к коренной национальности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной и нетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежат к титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности, потому что она там преобладает (эвенки, кето).

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Возьмем далекий от России пример чистокровной бразильской семьи. Ребенок в этой семье никогда не сможет стать американцем по национальности. Следовательно, национальность определяется в большинстве своем смешением кровей, а не влиянием окружающего мира. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность - раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности нельзя стесняться и считать её недостатком.

Как же, исходя из этих утверждений, определить свою национальность? Я родилась в городе Козловка Чувашской Республики, моя мама – русская, а отец – чуваш. К какой национальности я должна себя отнести?

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека - кем он себя считает, если имеет «разных» родителей.

Я считаю себя русской по национальности, для меня российская идентичность более значима, чем этническая.

Вопрос идентичности в настоящее время является достаточно острым в российской политической действительности. Под идентичностью понимается ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т.п) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п). Одни из самых значимых идентичностей – это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом или национальной идентичностью, и это этническая (на более привычном языке – национальная) идентичность или принадлежность). Последняя означает связь со своей этнической общностью, культурой и языком.

В чем же для меня выражается российская идентичность? Прежде всего – в осознании принадлежности к российской нации. Одним из значимых моментов этногосударственной идентификации для меня наряду с территорией, местом рождения, природой и родным языком является история нашей страны, прошлое русского народа.

Делая вывод над всем вышесказанным, необходимо отметить, что какова бы не была важность национальности и этнической принадлежности, это не является причиной для конфликтов. Главное в человеке не национальность, а его моральные и человеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводом для дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения.

Наиболее перспективным для современного мира, в том числе и для России, является подход, который видит этнокультурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации, включая существование культурной сложности на уровне индивида и на уровне коллектива. Другими словами, существуют и должны быть признаны наукой и государственной процедурой социо-культурная общность российский народ или россияне, чья этническая идентичность может определяться, в том числе и сложными словами: русский помор, украинец-русский, татаро-башкирин и т.п. Безусловным является и то, что два типа групповой идентичности (по культуре и по гражданско-политическому сообществу) также сосуществуют и не являются взаимоисключающими, т.е. русский и россиянин, татарин и россиянин, чеченец и россиянин и т.п. - это абсолютная норма, как бы не старались этнонационалисты подвергнуть сомнению российскую идентичность, выраженную в слове россиянин.

3. Семейно-родовые ценности

«Зародившись в “Я”, национальность находит свое развитие в “СемьЯ”» - это высказывание очень точно выражает значение семьи в жизни человека. Наряду с национальной идентичностью, основную ценность для человека представляет принадлежность к семье, роду. «В человеке нет ничего, что было бы выше его рода. В нем-то и воплощается его род. Воля рода - сам человек, и воля отдельного человека не отлична от воли рода. Конечно, отдельный человек может стремиться всячески обособляться от общей жизни; но это может обозначать только то, что в данном случае приходит к распадению и разложению жизни самого рода, разлагается сама жизнь данного типа или в данное время или в данном месте. Так или иначе, но всегда жизнь индивидуума есть не что иное, как жизнь самого рода; род - это и есть единственный фактор и агент, единственное начало, само себя утверждающее в различных индивидуумах», - так описывает А.Ф.Лосев значение рода для человека в книге «Родина».

Семейно-родовая культура человеческого сообщества и особенно русская семейно-родовая культура сегодня подвергаются величайшему негативному воздействию. Мы имеем многочисленные примеры недооценки и явного пренебрежения к тому, что несли в себе тысячелетиями сформированные традиции быта, семейно-родовых отношений, преемственности поколений. Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её роль долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. 2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне. Теперь в этой чреде научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья. Причём этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания

В чем же выражаются ценности рода для каждого из нас? Для меня – это память о предках, семейные традиции и истории, передающиеся из поколения в поколение. Говорят, что родители продолжают жить в своих детях. Память предков, «родовая» память, живет в каждом из нас, от наших предков нам передаются определенные внешние признаки, черты характера, склонности, способности.

В детстве мне всегда хотелось, как можно больше узнать о своих предках, я расспрашивала о них бабушку и она рассказывала мне, все, что могла вспомнить. А сейчас уже не у кого спросить. Тяжело сознавать, что так много сведений об истории нашего рода утрачено. Моя тетя пыталась узнать больше о прошлом нашего рода, проводя исследования в архивах. Ей удалось найти довольно интересную информацию: прародитель нашего рода Елизар Елизарович служил в Семеновском полку во времена царствования Петра I. Он был евреем по происхождению и родился в городе Армавир (сейчас относится к Краснодарскому краю). Больше подробностей о нем узнать не удалось.

В моей памяти сохранилось много историй нашей семьи довоенного и военного времени. Моя прабабушка со стороны мамы, Екатерина Александровна Ветлужских (в девичестве Шашина), происходила родом из купеческой семьи. При советской власти их семья была раскулачена. Репрессированы были и родители другой прабабушки, Любови Федоровны Винокуровой (в девичестве Сбоевой). Они были сосланы в лагеря и впоследствии, отбыв срок, вернулись в родные места. Прабабушке тогда пришлось очень тяжело, у нее не осталось ничего, даже детей было нечем кормить. А время было тяжелое, военное. Из пятерых ее детей выжили тогда только трое, включая мою бабушку. Но и после войны семью прабабушки преследовали несчастья. Вернувшись с Великой Отечественной войны без единой царапины, ее муж, Николай Романович Винокуров, погиб от руки односельчан. Он был бригадиром тракторной бригады, требовал от коллектива колхоза выполнения партийного плана. Многим это было не по нраву, его подстерегли в лесу и задушили противники советской власти. Прабабушка тогда долго не могла оправиться от горя. Прадедушка Алексей Григорьевич Ветлужских сражался в битве при Курской дуге, был тяжело ранен в бою и так до конца и не оправился от ранения. Его, в отличии от других прадедушек, я хотя бы немного знала. Но воспоминания из детства довольно смутные, а так хотелось бы знать и помнить больше. Говорить о предках можно до бесконечности. История рода заслуживает того, чтобы о ней писали, чтобы ее помнили. Сейчас, мы как никогда нуждаемся в том, чтобы возродить традиции бережного отношения к памяти предков.

Делая вывод, следует заметить, что в сегодняшних непростых обстоятельствах общество, практически стихийно, пытается вернуться к ценностям семейно-родовой культуры, состраданию судьбам предков, покаянию перед свершившейся исторической несправедливостью. Сегодня архивы заполнены людьми, желающими найти свои родовые корни, реальные следы жизни и деятельности предков. Архивисты и генеалоги активно помогают им в поиске документов и составлении родословий. Создаются пособия по архивной работе, образованию и воспитанию в аспекте изучения и освоения традиционной семейно-родовой культуры в семье, в образовательных учреждениях. Таким образом, налицо духовно-нравственная и благотворная потребность общества в том, чтобы найти и возродить те первоначальные источники русской цивилизации, которые были выработаны предыдущими тысячелетиями истории – «животворящую» семейно-родовую культуру единого великого русского народа.

«Семья это мост между прошлым и будущим, живое звено отечественной истории. Сегодня наступило время, когда в наших силах восстановить утраченную связь поколений, воскресить забытые традиции. Мы можем, а потому - обязаны - это сделать, чтобы построить новую Россию на фундаменте, заложенном нашими предками, а полученные знания, как бесценное сокровище, передать потомкам» - так описывает значение семейных ценностей в жизни каждого премьер-министр России В.В.Путин.