Смекни!
smekni.com

Роль метафоры в текстах научной публицистики (стр. 23 из 38)

3.1 Абсолютная универсальность метафорической репрезентации концептов в американском и немецком языковом сознании

К абсолютно универсальным концептам были отнесены концепты, имеющие совпадающие ядерные и периферийные признаки в концептосферах обоих народов.

Концептуальные периферийные признаки концепта «Актер» выражены в английском языке такими компонентами, как «электроны», «наноструктуры», «вещество», «открытие»:

Unpaired electrons may play a crucial role (NSNM 2004).

Scientists now realize that schizophrenia affects virtually all parts of the brain and that, unlike dopamine, which plays an important role only in isolated regions, gluta-mate is critical virtually everywhere (SADS 2004).

These findings reinforce the role of specific brain regions in normal emotional processing (Тамже).

В немецком языке данный концепт представлен такими концептуальными признаками, как «книги», «взгляды (ученого)», «космос», «отношение (осуждение)», «температура»:

Die Cyberpunk-Romane spielen in einer nahen Zukunft die wichtige Rolle (АСІ 2003).

Die kosmologischen Ansichten des Aristoteles, die fur die mittelalterlichen Gelehrten ab dem 13. Jahrhundert eine so uberragende Rolle spielten, 'dass das neue Bild von

Kosmos gegen die Autoritat des Aristoteles durchgesetzt werden musste' (AAM 2003).

Kosmas ... spielte keine dominierte Rolle im Mittelalter (Тамже).

Анализ концептуальной дистрибуции концепта «Актер» показывает, что в концептосферах обоих народов данный концепт тесно связан с концептом «Важность (роли)», вследствие чего ученый, его идеи, взгляды, теории, рецепторы, электроны, химические элементы, книги, температура являются не просто актерами, а актерами, исполняющими главную роль. На ум приходит известный афоризм Уильяма Шекспира: «Весь мир - театр, и все мы в нем актеры», к которым мы также относим и неодушевленные предметы.

Концепт «Жизнь» имеет одинаковое содержание периферийного слоя как в концептосфере американского, так и немецкого народов. Он выражается следующими концептуальными признаками: «звезды», «кометы», «галактика», «идеи», «интерес», «душа», «свобода»:

... as the comet might not survive its close pass of the Sun (NNGA 2003).

Our growing, breathing galaxy (SAOG 2004).

Milky Way turns out to be a dynamic, living object (Тамже).

Oort later fleshed out his idea and suggested that... (Тамже).

Reges Interesse (АСІ 2003).

Dies ist die langste Phase im Leben eines Sterns, bei Sternen wie unserer Sonne dau-ert sie rand zehn Milliarden Jahre (ASM 2003).

Анализ концептуальной дистрибуции данного концепта показывает, что он может вступать во взаимосвязь со многими концептами, отображающими разные явления действительности, бытие которых представляется как их жизнь. Рождение ассоциируется с их возникновением, смерть - с их утратой. Это обусловлено тем, что человек, еще в древности концептуализируя новый объект или его свойства в своем сознании, не противопоставлял живое неживому, как это свойственно современному сознанию, а соизмерял их с собой и своими человеческими свойствами. Этим объясняется антропоморфное свойство метафоры, в силу которого ученые персонифицируют свой предмет изучения: звезды, галактики и другие объекты.

Периферийные концептуальные признаки концепта «Сердце» не имеют отличий как в английской, так и немецкой концептуальных картинах мира и представлены такими реальными денотатами, как «центр», «основа»:

A fundamental asymmetry appears to be built into the very heart of reality (SAPU 2003).

Das Herzsttick des neuen Michelson-Morley Experiments (AHT 2003).

Данный концепт - один из тех многочисленных концептов, доказывающих антропоморфность метафоры как одну из ее особенностей, заключающуюся в переносе свойств человека на животных или неодушевленные предметы. Сердце - основной орган в теле живого существа, от функционирования которого зависит его состояние и здоровье. Теперь «сердце» как базовый орган может быть у научной теории, тезисов, реальности, человеческих отношений, которые становятся такими же уязвимыми и живыми, как человеческие организмы.

Концепт «Смерть» является характерным для концептосферы американцев и немцев, его периферию представляют такие концептуальные признаки, как «языки», «звезды» и «идеи»:

... saving dying languages (SASD 2003).

Stars produce heavy elements and scatter them into interstellar space when they die (SAOG 2004).

they are... million years old and slowly coming to the end of their lives (SAHL 2003).

Damit ist die Idee vorgeformt, die Freud 1923 in "Die infantile Genital organisation" zu Ende bringt (AAF 2003).

Hier soil die zusammenfassende Darstellung der DA ihr vorlaufiges Ende finden.

В концептуальное окружение концепта «Смерть», как показывает анализ концептуальной дистрибуции, входят самые разнообразные концепты: «Язык», «Звезда», «Представление». Такие отношения концепта «Смерть», так же как и концепта «Жизнь», на наш взгляд, объясняются антропоморфным характером метафоры. Объекты окружающей действительности отождествляются человеческим сознанием с живым объектом, умирающим в конце своей жизни, своего пути. Это объясняется тем, что еще в древности люди познавали мир, сравнивая его с собой и соизмеряя его со своей человеческой природой. Люди видели во всем живое, и в этом заключалась сущность первобытного мышления (Леви-Брюль 1999). Особенностью данного концепта является также представление о смерти как о конце пути, доходя до которого живое существо умирает.

Концепт «Собеседник» выражен схожими компонентами в концептосфе-рах обоих народов: «исследование», «теория», «примеры», «изучение», «доклад», «тезисы», «книги», «ученые», «идеи», «ответ»:

Our research suggests that... (SAHC 2003).

The theory specifies the state of the universe not in classical terms,...( SAPU 2003). The Level II multiverse theory predicts that physicists will never be able to determine the values of these constants.. .(Тамже). Die Ausgangsthese dabei lautet:...(AAM 2003).

Krafft-Ebing betonte in seiner Fassung der Degenerationshypothese aber nicht nur die familaren Ursachen der Degeneraion von Nervenbahnen und Hirnzentren, son-dern auch die soziale Dimension besonderer Umwelteinflusse (WWF 2004). DieIdeederanatomischenUberschreitungenbesagte, dass...(Там же).

Анализ концептуального окружения данного концепта в очередной раз ярко демонстрирует специфику человеческого мышления. Так, Ш. Балли писал: «Человек всегда стремится одухотворить все, что его окружает. Он не может представить, что природа мертва и бездушна. Человек постоянно приписывает всем предметам внешнего мира черты и стремления, свойственные личности» (Балли 1961: 21). Таким образом, антропоморфность является глобальным свойством метафоры, в результате которого говорить и общаться может все, что несет в себе информацию, в том числе и неодушевленные объекты (книги, статьи, ответы и т.д.). Принимая черты человеческой личности, они становятся нашими собеседниками.

Концепт «Война» включает одинаковое содержание периферии концептов в национальных концептосферах американцев и немцев. В качестве концептуальных признаков периферии здесь выступают «ученые», их «мысли» и «теории»:

legions of miniature of assemblers (SANS 2003).

A few intrepid individuals risked raising their heads above the parapet to question entrenched authority on the subject (Тамже).

Ab hier begann ihr Siegeszug durch das europaische Denken (AAM 2003). Nachdem die Erwerbungstheorie von der Degenerationstheorie verdrangt war.

Данныйконцептпредставляетсобойметафору, «котороймыживем», ирассматриваетсяводноименнойкнигеДж. Лакоффа и М. Джонсона, по мнению которых 'ArgumentisWar' - «Спор - это Война». Они отмечают, что «мы говорим о спорах в терминах войны» (Лакофф 2004: 26; Lakoff 1980: 12), мы можем выиграть или проиграть спор, сражаясь с «легионом ученых-противников», атакуем их позиции, защищаем свои, проигрываем или проходим «победным маршем по нашим врагам». Таким образом, «спор - это война», «ученые - противники» являются базовыми концептами как американского, так и немецкого языковых сознаний.

Концепт «Закон» вербализуется в концептуальных сферах американцев и немцев компонентом «физика»:

Universes can differ not just in location, cosmological properties or quantum state but also in the laws of physics (SAPU 2003).

... but the fundamental laws that govern nature remain the same (GJEF). How about a universe that obeys the laws of classical physics? (SAPU 2003).

Erst mit ihnen begann die Ara einer mathematischen Darstellung physikalischer Ge-setze...(AAM2003).

Allerdings - und daher ist sein Konzept spekulativ genannt worden - richtete sich seine mathematische Darstellung nicht auf die physikalischen Gesetze der materiallen Welt... (Тамже).

Die wissenschafliche Beobachtung sollte Naturgesetze bestatigen (AHA 2003).

Концептуальноеокружениеконцепта «Закон» выявляетсхожиеконцептуальныесвязиданногоконцепта. «Закон»+«Физика», «Закон»+«Правление» и позволяет предположить, что в сознании людей законы физики предстают как главный свод законов, которым подчиняются все происходящие в мире явления.

Концепт «Взгляд» как в концептосфере американцев, так и немцев выражен сходными реальными денотатами, представляющими концептуальные признаки «изучение», «понимание»:

In Hymes' (1980) view, etnography can be characterised as an interactive-adaptive method of enquiry (SASD 2003).

The Platonic view is an acquired taste (SAPU 2003).

This hypothesis can be viewed as a form of radical Platonism (Тамже).

Besonders interessant sind die kosmogonischen und kosmologischen Vorstellung von

Thierry, die der Genesis ebenso wie den mathematisch-physikalischen Ansichten Platons,.. .(Тамже).

Albertus Magnus sah sie als spezielle geistige 'Seelen-Substanz' (ADD 2003).

Данный концепт обусловлен способностью человека воспринимать внешний мир с помощью органов чувств. «Уже в глубокой древности складывается концептуальная модель, в которой способность к перцепции осмысляется как способность к познанию вещей, истины» (Балашова 1999: 29). В научно-публицистических текстах обоих языков концепт «Взгляд, видение» представлен наиболее полно, по сравнению с осязанием, обонянием и другими чувствами; это естественно, т.к. зрительный канал связи наиболее информативен (Там же). Приведенные выше примеры показывают, что концепт «видение» совпадает у американцев и у немцев. В их представлении изучить объект означает посмотреть на него, а видение или способность видеть его - его понимание.

Концепт «Найденный объект, находка» выражается такими концептуальными признаками периферии, как «новая идея», «знания»:

Poole has found that the elephants use more than 70 kinds of vocal sounds (NGIA 2003).

We recently found that people with damage to the angular gyrus lose the bouba-kiki effect - they cannot match the shape with the correct sound (SAHC 2003).

The team then administered progesterone inhibitors to normal mice, and found that the animals behaved much as their knockout counterparts did (SAFH 2003).

Mit diesem Begriff hatte er sein Vokabular fur das Entwicklungsgeschehen der in-fantilen SexvaXiXdX gefunden (AAF 2003).

Diese Kompliziertheit und dieser Anspruch wird in der mittelalterlichen Kosmologie erst mit der der Wiederentdeckung des Aristoteles zu finden sein (AAM 2003). Thomas Bradwardine wird im friihen 14. Jahrhundert allerdings eine andere Losung finden (Тамже).

Концептуальное окружение концепта «Находка» совпадает в концепто-сферах обоих народов, что проявляется в пересечении концептов «Уче-ный»+«Находка». Данные примеры доказывают, что языковое сознание американцев и немцев принимает научные открытия, новые идеи как объекты, найденные учеными во время их пребывания в пути к истине.