Смекни!
smekni.com

Лингвопрагматика и риторика в трудах А.К. Михальской (стр. 1 из 3)

Введение

Важность изучения риторики и речевого поведения становиться в наши дни все более очевидной. Поэтому тема извлечений из книги Анны Константиновны Михальской, которые анализируются в данной работе, является актуальной сегодня. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично.

Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и т. д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.

Объектом исследования в данной работе являются извлечения из книги автора А.К. Михальской «Основы риторики: Мысль и слово. 10–11 классы», опубликованные в хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях» под общей редакцией В.К. Радзиховской.

Предмет исследования – основные понятия риторики и лингвопрагматики, с помощью которых описывается речевое поведение человека в процессе общения.

Цель данной работы: проанализировать извлечения из книги А.К. Михальской с помощью метода научного анализа.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотреть и проанализировать основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека, определить, каким образом эти понятия используются новой риторикой наряду с традициями классической риторики, проанализировать формулировку основных законов и принципов общей современной риторики.

Повышение речевой эрудиции – один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки об убедительной и оптимальной речи. Зная теоретические аспекты, можно применять их на практике. Все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения научных размышлений и ждет рекомендации от ученых.

1. Речевое событие

1.1 Важнейшие составляющие речевого события

Прежде всего обратимся к определению основных этапов развития риторики XX века, которое предлагает А.К. Михальская, чтобы иметь представление о том, как развивалась отечественная риторика. Она делит весь период XX столетия на два этапа: «XX век, первая половина: риторика как наука окончательно уступает место ряду дисциплин, возникших на её основе: стилистике и поэтике, герменевтике и теоретической литературы, культуре речи и методикам преподавания языков, лингвистике текста, лингвистической прагматике (науке о языковом воздействие) и её области – неориторике. XX век, вторая половина: синтез всех этих дисциплин и классической риторики приводит к становлению современной риторики» [2, с. 50].

А.К. Михальская называет речевое событие основной единицей речевого общения. Мы сталкиваемся с речевыми событиями каждый день в нашей повседневной жизни, будь то магазин, общественный транспорт, урок в школе, родительское собрание или классный час, семинар или пара в университете, экскурсия по музею или поход в библиотеку, конференция или заседание Думы, и т.д.

Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами [1, с. 436].

Из чего же состоит речевое событие? Если проанализировать хотя бы один из вышеперечисленных примеров, представив, что, кто, кому, каким образом и при каких обстоятельствах будет говорить, становится понятно, что является основными составляющими речевого события.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Речевое событие складывается из двух основных составляющих: во-первых, то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее) – поток речевого поведения; во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками (и сами участники, от которых в речевом событии зависит очень многое).

Итак, в своих главах А.К. Михальская выделила два важнейших компонента, из которых состоит речевое событие. Что же такое поток речевого поведения? Рассмотрим этот вопрос более подробно. Речевое поведение складывается из:

1) Собственно слово – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;

2) Звучания речи (её акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха её изменений; быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение;

3) значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное поведение (третье и четвертое можно фиксировать только с помощью видеомагнитофона)» [1, с.436 – 437].

Таким образом, можно сказать, что поток речевого поведения – это «то, что можно записать на видеомагнитофон». Исследователи речевого поведения так и делают. Важно отметить, что такая возможность появилась у них сравнительно недавно, во второй половине XX века, с изобретением подобных видов техники. Это стало подспорьем для развития лингвопрагматических исследований в 60-е годы XX века.

«То, что можно записать на магнитофон» – т.е. словесная речь и её акустика в реальном живом общении теснейшим образом связана с жестами, мимикой, пространственным поведением. Мы знаем из нашего опыта, что жест или выражение лица может придать противоположный смысл сказанному; и все-таки всегда при этом изменяется и акустика, звучание речи.

Важно заметить, что такое определение А.К. Михальской того, что можно записать на видеомагнитофон, а что на магнитофон – очень полезно для восприятия понятия потока речевого поведения и словесной речи. Сразу становятся понятны данные определения, ведь мы знаем, что фиксирует магнитофон, а что видеомагнитофон.

1.2 Дискурс

«Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике (и риторике), – как отмечает А.К. Михальская – называют дискурсом» [1, с. 437].

Исследователи речевого поведения, делая магнитофонные записи процесса речевого общения, фиксируют и изучают дискурс. Для более точных описаний речевого поведения используют и видеомагнитофонные записи, которые схватывают и жесты, и мимику, и позу, и пространственные перемещения в процессе общения. Всё это необходимо для современной риторики. Без таких исследований понять законы эффективного воздействия звучащего слова и составить рекомендации, пригодные для современного человека в реальной жизни, невозможно. Ведь многое из того, что советовали своим ученикам древнегреческие учителя красноречия или риторики прошлого столетия, уже устарело: меняется жизнь, меняется и речь.

Итак, первая важнейшая составляющая речевого события, по мнению А.К. Михальской – это дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим (и пространственным) поведением [1, с. 438].

1.3 Речевая ситуация

Вторая составляющая речевого события – речевая ситуация, представляющая собой «условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие» [1, с. 438].

В данном случае А.К. Михальская приводит в сравнение очень оригинальный пример. Она сопоставляет речевую ситуацию со «сценой действия» и «действующими лицами». «Драматурги, разбивая текст пьесы на действия, сцены, явления и картины, – как отмечает А.К. Михальская, – делают примерно то же самое, что исследователи речевого поведения и специалисты по современной риторике, когда анализируют речевое событие» [1, с. 438].

И ведь, правда, текст пьесы, предположим, можно рассмотреть как дискурс, точнее как его словесную часть. Членение пьесы на крупные части (действия), иногда на еще более меньшие внутри них (действия, сцены, явления, картины) и наиболее меньшие, из которых складываются сцены – явления, – это можно определить как структуру дискурса драматического произведения.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сказать, что речевое событие сопоставимо с «явлением» в классической пьесе: есть определенный набор участников – «действующих лиц», обстановка, в которой происходит «явление», и диалог (дискурс), протекающий в ней. Если состав участников меняется, происходит смена декораций – наступает новое «явление», т.е. новое речевое событие. Например, и в жизни, и в драматургии появление нового персонажа – участника речевого общения – отмечает начало нового речевого события – «явления».

Подводя итог данной главы, следует указать на «формулу», выведенную А.К. Михальской: речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация» [1, c. 440].

2. Структура речевой ситуации

2.1 Участники речевой ситуации

Речевая ситуация, составляющая контекст высказывания, порождённого в речевом акте, выполняет важную роль в общении. Она помогает понять смысл сообщения, соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий, например, времени, лица, значение местоимений, помогает правильно понять функцию и косвенные смыслы высказывания, диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи. Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия (дискурс) – это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Как отмечает А.К. Михальская, «риторика – это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь – дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)» [1, с.440].

Поскольку всё это является таким важным, необходимо разобрать, что же для риторики самое главное, актуальное в речевых ситуациях, какие элементы в них должны обязательно учитываться.