Смекни!
smekni.com

Теоретический анализ функционирования имен собственных в современном английском романе (стр. 10 из 23)

ВсоставелюбогоязыкаприсутствуютИСразличныхвидов, аименно: антропонимы, топонимы, зоонимы, фитонимыит.д.

Антропонимы, особенноличныеимена, выполняютосновнуюназывательнуюфункциюиотличаютсяотмногихдругихИСхарактероминдивидуализацииобъекта: каждыйобъектноминации (человек) имеетсвоеимя. Фамилияслужитдляуказанияпринадлежностикопределеннойсемье , то естьэтогрупповойантропонимвотличиеотиндивидуальноголичногоимени. Сточкизренияисторическогоразвитияименаявлялисьпервичными, а фамилии - вторичными.

Спецификойанглийскойантропонимическойсистемыявляетсято, что помимоличногоимениифамилии, существуютисредниеимена, ролькоторыхменеезначительна. Развитиеантропонимическойанглийскойсистемы тесносвязаносисториейанглийскогонарода, чтообъясняетналичиебольшогоколичествазаимствованныхиздругихязыковименифамилий. Эволюциюпретерпевалитакжеивариантыидериватыимен, ивариантыфамилий. Фамилиипроизошлиотпрозвищ, которыеуказывалинаместожительства илирожденияименуемого, еговнешность, родзанятийит.п. Примернов 12 векепрозвищавАнглиисталинаследоватьсяипостепеннопревратилисьв фамилии. Этотпроцессзавершилсяв 15 векевАнглииив 17 векевШотландиииУэльсе.

Системыличныхифамильныхименнеизолированы, атесновзаимосвязаныивзаимопроникаемы. Вхудожественномтекстеличныеименаи фамилиислужатсвоеобразнымсредствомвыраженияцельностииконкретностиобразаперсонажа, анередкоиосновойэмоциональногоотношениякнему.

Топонимы - ИСгеографическихобъектов - такжезанимаютособоеместовлексическойсистемеязыка. Изучениетопонимовкакчастисловарного составаязыка, ихструктуры, функцийтесносвязаносисториейнародаи географиейтерритории.

Такимобразом, исследованиематериалапоказало, чтотопонимия Англиипредставляетсобойорганизованнуюсовокупностьназванийопределеннымобразомсвязанныхмеждусобойиподчиненныхособымвнутренним закономерностям. Этоединствонеснимает, однако, вопросаоднородности исвоеобразииэтойгруппыслов.

Сточкизренияисторическогоразвитияойконимовнеобходимоотметитьвлияниетогоилииногоязыкавсоответствующийпериодвремени. НаиболееотчетливовсовременнойтопонимииАнглиипрослеживаются едыскандинавскоговлияния, втовремякаквоздействиекельтского, латинскогоифранцузскогоязыковнезначительноималоощутимо.

Впланеморфологическойклассификацииойконимовнаиболеешироко представленыназвания, которыемогутбытьобозначеныкакпроизводные. Располагаягруппыпоубывающейчастоте, можнозатемвыделитьнаименованияпростые, сложныеисоставные.

Спецификатопонимиисоздает, такимобразом, необходимостькомплексногоееисследования: обращенияособоговниманиянавзаимозависимостьмеждуреальнымигеографическимисвойстваминазываемогообъекта (населенногопункта) иособенностяминазывающегоегослова (ойконима); поставленияойконимовразныхгеографическихрегионов; наименований, характеризующихразличныеисторическиеэпохиит.д.


ГлаваII. Лексико-семантическиехарактеристикиязыковыхреалийс опоройнаэтимологию (наматериалепроизведенийАгатыКристи)

2.1 АгатаКристи: еепроизведения, еегерои

АгатаКристи (1890 - 1976) - являетсясамымчитаемымизавторов, писавшихпо-английскив 20 столетии. Излитераторов, рожденныхвВеликобритании, повселенскойпопулярностиснеймогбыпоспоритьтолькоШекспир. Обэтомнеопровержимосвидетельствуетследующиефакты. Еекниги переведенына 103 языка, аихобщийтиражприближаетсяквнушительной цифре 2 миллиардаэкземпляров. Заболеечемполвекалитературнойдеятельностиона "совершилаоколодвухсотубийств, раскрылаоколодвухсот преступлений, объездилаполмира, вдохнулажизньв 7 тысячлитературных образов. 66 детективныхроманов, 2 томикастихов, 147 рассказов, 21 театральнаяпьеса, 6 томовпрозыдлядетей, автобиография - всемэтимонанаградилачеловечество, котороеизблагодарностидаровалоейнепередаваемыйпонаследствутитул "Еевеличествакоролевыдетектива" /Задорнова Н., 1995/.

РодиласьАгатаКристи, вдевичествеМиллер, в 1890 г. вгородеТорки, графствоДевоншир. Отецдевочки, ФредерикМиллер, быламериканцем изсостоятельнойсемьи. Егоамериканскоепроисхождениеникакоговлияния нажизньблизкихнеоказало. Жизньанглийскогосквайраввикторианской Англииеговполнеустраивала.

Нидетство, ниюностьАгатынеознаменовалисьничемизрядавон выходящим. Унеебылилюбящиеродители, старшийбратисестра, среднегодостаткадом, зауряднаявнешностьисреднеедомашнееобразование, кудавходилифранцузскийязык, игранафортепьяно, пениеитанцы. Агатаотцалишиласьв 11 -летнемвозрасте. Финансовоеположениесемьипошатнулось, норента, получаемаяматерью, быладостаточновелика, обедностии речинебыло. Однакоматьвпалавмеланхолию, погрузиласьвсобственные болезни, переключиввсюпылкостьнедорастраченныхчувствнамладшую дочь, которойпредстоялопройтивсекругивикторианскихдевичьихтомлений. Для "окончательнойотделки" /Ильченко, 1992/, кактогдавыражались, девушкуотправиливПариж. Послевозвращениявроднойдомотнеетребовалосьтолькоодно: приличноезамужество. Инымисловами - найтисебе мужаизтакогожепроцветающегоанглийскогосреднегокласса. СтаршейсестреМеджэтовскореиудалось. Человекодаренный, онаписаланедурные рассказы, родныедумали, чтоонастанетписательницей, нописательницей сталамладшая, робкаяизастенчивая, откоторой, кромеприличногозамужества, никтоничегонеожидал. Какводится, в 17 летдевушкупредставили лондонскомуобществу, предварительносправивейприличныйгардероб, выезжалиснейнабега, спектаклиибалы. Разнообразиевцарившиевплоть Первоймировойвойнывикторианскиенравывнеслапоявившаясятехника - автомобилииаэропланы. Однаждынакаких-тосоревнованияхАгатаотважиласьсестьвкабинумаленькогосамолетика. Полетдлилсянесколько минут, однакоименновэтимгновениявнейпроснуласьстрастнаяпутешественница, которойонаоставаласьдоконцасвоихдней. Интерескаэропланам, асталобыть, икпилотам, возможно, итолкнулАгатувобъятияпервого мужаАрчибальдаКристи. Онипознакомилисьнавечеринкев 1912 году. Арчибыло 23 года. Онбылкласснымпилотомизанесколькомесяцевдоих встречиподалпрошениеозачисленииеговКоролевскийавиационныйкорпус. Однакочиновунегонебыло, денегтоже, и, попонятиямтехлет, женитьсяонправанеимел. Иееиегородителинеодобрительноотнеслиськ этомувзаимномуувлечению, надеялись: пройдет, забудется. Взатянувшуюся любовьвмешаласьПерваямироваявойна. АрчиоказалсявоФранции, Агата - вгоспиталевкачествесанитарки, азатемпомощницейфармацевта, спустядвагодамолодыелюдивсе-такипоженились. Этобыласкоропалительнаясвадьбавоенноговремени. Ихотябуквальночерезнесколько ейонирассталисьснова, Арчибылсчастлив. Оннадеялся, чтоАгата окажетсяхорошейхозяйкойидобройматерьюбудущимдетям.

Инеснилосьпилоту, чтоженилсяоннабудущейкоролеведетектива, чтодалфамилиюженщине, котораяпрославитьеенавесьмир, ичтолюди всамыхдальнихуголкахземлибудутпроизноситьеесуважениемиблагодарностьюзакниги, позволившиепережитьтакмногобесконечныхночей, томительныхднейвбольнице, скоротатьдлиннуюдорогу, отвлечьсяотдокучливыхповседневныххлопот, погрузившисьвразгадкутаинственныхшарад.

ВовремявойнысАгатойпроизошлидвасобытия, которыеповлияли на всюеепоследующуюжизнь: во-первых, впроцессеработывгоспитале онанаучиласьразличатьииспользоватьразличныеядовитыевещества, благодарячемумногиееебудущиегероипокинулиэтотсветабсолютнобезболезненно. Аво-вторых, онанаписаласвоюпервуюкнигу. Этобылроман ТаинственноеделовСтайлсе". Писатьбудущаязнаменитостьсталасовершеннослучайно. Однажды, выздоравливаяпослеболезни, Агатаскучала, незная, чемсебязанять. Тогдаматьпосоветоваланаписатьейрассказ. С матерьювдомеМиллеровспоритьнебылопринято, иАгатавзяласьза дело. ПервыйроманбылнаписаннапариссестройМэдж. Сестры, воспитанныенаДиккенсеиВальтереСкотте, позжеувлеклисьЭдгаромПо, Уилки КоллинзомиоткрылидлясебяКонанДойля - одногоизглавныхсоздателей классическогодетектива. Мэджутверждала, чтохорошийдетективныйроман написатьоченьтрудноивыражаласомнение, чтоАгатасможетэтосделать. Агатапринялавызови - написала. Затемосмелиласьпредложитьсвоепроизведение. Шестьиздательствпоочередиотвергалиего. Толькоседьмое издательствовзялонасебясмелостьопубликоватьроманв 1920 году.

Впрочем, рождениеновойписательницыосталосьнезамеченным: былопроданооколодвухтысячэкземпляров, агонорарсоставил 25 фунтов. К первымсвоимлитературнымопытамАгатаотнеслась, пособственному признанию, какквышиванию - занятиюрутинному, требовавшемуодновременноивоображения, иосновательности. Вавтобиографииписательница говорит, чтотворческийпорывчеловекапроявляетсянетольковсочинениимузыкальногоилилитературногопроизведения, ноиввышивании, приготовлениинеобычныхкушанийит.д. Инымисловами, Кристисправедливо полагала, чтовлюбомзанятииестьместотворчеству.

Стехпоронапродолжалаписать, есливоспользоватьсяеесравнениемсвышивкой, планомерноиметодически, вышиваяразличныемодификацииодногоитогожеузора: преступление - расследование - обнаружение преступника. КчестиАгатыКристинадосказать, чтооначеткопредставляла себеграницысвоихвозможностей. "Еслибыяумелаписать, какЭлизабет Боуэн, МюриэлСпаркилиГрэмГрин, япрыгалабыдонебесотсчастья', - писалаонававтобиографии. Писательницачастовспоминаласьграмота, висевшаянастеневеедетскойиполученнаявнаградузапобедувсоревнованияхпометаниюмячиков. Нанейбылонаписано: "Неможешьводитьпаровоз - станькочегаром". ЭтисловасталижизненнымдевизомАгаты, которомуонастараласьследовать.

Работаянадпервымроманом, Кристипоняла, чтодляустановления истиныейпотребуетсясыщик. Итутонаясноегосебепредставила: маленький (всеголишь 5 футов 4 дюймаростом), плотныйджентльмен, голова яйцевиднойформы, пышныеусы, предметегогордости, необыкновеннообходительный, аккуратный, расставляющийпоместамивещи, ифакты. И фамилиюпридумала: Пуаро. Аимяэтомумаленькомучеловечкудалаироническое - Эркюль (Геркулес - уримлян, Геракл - угреков). Онвсегдатщательноодет, нерасстаетсясостариннымичасами-луковицей. Кажется, что времяневластнонадним. Еговолосынеизменноодногоитогожеоттенка (возможно, спомощьюособогошампуня, каклукавозамечаетписательница), умжеирешительностьзаставляютдействоватьспоистинеюношеской энергией. Вместосильногосыщика, Кристисоздалачеловека, которыйнаслаждаетсяудобствомсобственногокресла, горячимшоколадоминастолькотщеславен, чтоноситузкиетуфли, ираздражается, когдаониемужмут. Писательницакакбыспециальнонаделилаегонекимишутовскимихарактеристиками, новсежеоннесильноотличаетсяотобычныхлюдей.