1.1 Методыиприемыономастики
Ономастикапроизошлаотгреческогословаonomastike. тоестьискусстводаватьимена. Термин "оним" (онома, собственноеимя) - этословоили словосочетание, котороеслужитдлявыделенияименуемогоимобъекта средидругихобъектов: егоиндивидуализацияиидентификация. Ономастика исследуетфонетический, морфологический, словообразовательный, семантический, этимологическийидругиеаспекты собственныхимен.
Теоретическаяономастикаиспользуетразличныеметодыязыкознания:
1) сравнительно-исторический;
2) структурный (формантныйиисследованиеоснов);
3) генетический (устанавливаетродствоИС);
4) ареальный (выявляетареалысходныхэлементовИС);
5) методономастическойкартографии (созданиеономастических картдляономастическихисследований);
6) типологический (устанавливающийизоморфизмвонимии);
7) региональный (исследованиеономастическихрегионов);
8) стратиграфический;
9) сопоставительный (сопоставлениеИСразличныхязыков);
10)этимологический (применяетсясограничением: выявляется толькоэтимон - апеллятивилипервичноесобственноеимя);
11)статистический (подтверждаетактивностьитенденцииих развития).
ПриисследованииИСвономастикеиспользуютсяследующиеметоды иприемы:
1) приеммоделирования;
2) текстологическийанализ (применяетсякспециальным ономастическимтекстам, гдеонимыпреобладаютнадаппелятивами, ихособымтекстом, особеннокдревним, гденеобходимо разграничениесобственныхинесобственныхимен);
3) дешифровкатекстапоимени, реконструкцияимени;
4) стилистическийанализ, которыйприменяетсякИСв художественномтекстеивречи.
ОбъектомономастическогоисследованияявляетсяИСвсехвидов, присутствующиевсоставелюбогоязыка: имена, фамилии, отчества, прозвищалюдей - антропонимы:
названиярастений - фитонимы;
названияживотных, птицит.д. - зоонимы;
названиягеографическихобъектов - топонимы;
ИСотдельныхнеодушевлённыхпредметов - оружия, посуды, драгоценностей, музыкальныхинструментов, обозначающиеопределенныеотрезкии точкивремени - хрононимы:
названияпраздников, юбилеев, торжеств, названияпроизведенийлитературыиискусства, названиясредствпередвижения, стихийныхдействийит.д. Ономастическоепространство, т.е. мирокружающихчеловекаИС, размещенныхвместесименуемымипредметамивреальномземномиоколоземномпространстве, атакжевпространствевымышленномилигипотетическом, представляютсобойнепрерывныйряднезаметноменяющихсятипов. Имена, составляющиекаждоеономастическоеполе, плавнопереходятдруг вдруга. Следовательно, иизучатьименанеобходимовихвзаимосвязидруг сдругомисэкстралингвистическимифакторами, влияющиминаихформированиеифункционирование.
ПосколькуИСявляетсясоциальнымивбольшеймере, чемименанарицательные, топомимочистолексическогокомпонента, вегозначениевходятиэкстралингвистическиекомпоненты, втомчислеэстетический, аффективный, моральноисоциально-оценочный. ПосколькуИСвовсейполноте своиххарактеристикпредставляютсобойкакбыточкисоприкосновенийлингвистическогоиэкстралингвистического (прагматического) планов, значение егооказываетсясложнымкомплексом, включающемсведенияословепереплетающимисясосведениямиобименуемомобъекте. Вэтомпроявляется спецификаИС. Всоставсведенийослове, т.е. влингвистическуючасть значенияименивходятиособыемотивыименования, испецификасуществованияименивязыкеиегосовременноевосприятие, иисторияимени, и этимологияегоосновы.
Всоставэкстралингвистическогоаспектаименивходятиособыеусловиясуществованияименивобществеикультурно-историческиеассоциации, снимсвязанные, испецификасвязиименисименуемымобъектом, истепеньизвестностиобъектаиегоимени.
ГруппыИС, разграниченныхпопредметнымобластям, могутбыть различнымипохарактерусвоегозначенияисферыфункционирования:
1) имена, которыеобозначают (фамилии, имена, кличкиживотных, названиямест, историческихдат, событийит.п.), 2) имена, которыетольконазывают (заглавиякниг, названияжурналов, этикетки, изделияпарфюмерии ит.п.).
УИС 1-готипавсистемеязыказначениеноситденотативныйхарактер, тоестьвегоосновележитпредставлениеокатегории, класселиц, предметов.
ИС, будучиединицамиязыка - словомилифункциональносхожимс нимсловосочетанием, обладаютвсемитипамиотношений - денотативным (отношениезначениясловакпредмету), сигнификативным (отношениек понятию), структурным ( отношениезначенияслова, атакжевсегословак другимсловамданногоязыка), однакоихкачествовИС, несколькосвоеобразнопосравнениюссоответствующимикомпонентамизначенийнарицательныхслов, чтоиобеспечиваетИСязыковую-речевуюспецификуиобъединяетихвособуюподсистемувпределахобщейлексикосемантической системыязыка. ИС, конечно, вменьшейстепени, чемслованарицательные, способныбытьсредствомобщения; ихзадачакакразостанавливатьвниманиенаиндивидуальном, извлекатьегоизмножественного, противопоставлятьмножественному. НоиИСкаксловообобщаетвтомсмысле, чтоуказываетприродойопределеннойчастиречиит.п. напринадлежностьпонятияктой, анеинойсферевосприятия.
Актыноминациисобственнымиименамивхудожественномпроизведении, подчиненныеавторскойцелеустановкесозданияединогохудожественногоцелого, представляютсобойособыйвидноминации, характеризующийсяцеленаправленностью. Именованиетакогородапозволяютрассмотретьсущественныестороныноминативногопроцесса. Крометого, изучение этогоаспектаноминациитребуетвыявленияособенностей, свойственных ИСпотенциальноиИС, используемыхвлитературе.
Этоориентируетнаконтекстологическоеизучениеноминативныхединиц, что необходимодляполученияданных, важныхдляпониманияхарактерасемантикиИС. ПеречисленныемоментыиобъясняютвыборлитературныхИС предметомнастоящегоисследования.
1.2 Антропонимыкакпоказателиэволюциикультурных, лингвистическихпроцессовистилялитературногопроизведения
Антропонимы (вдальнейшеммыбудемиспользоватьсокращениеА.) -этобольшаягруппаИС, кудавходятименованиялюдей, именаличные, патронимы (отчестваилидругиеименованияпоотцу), фамилии, родовыеимена, прозвищаипсевдонимы (индивидуальныеилигрупповые), криптонимы (скрываемыеимена). ИзучаютсятакжеА. литературныхпроизведений, именагероеввфольклоре, вмифах, сказках. А. разграничиваетнародныеиканоническиеличныеимена, атакжеразличныеформыодногоимена: литературныеидиалектные, официальныеинеофициальные. Каждыйэтносвкаждуюэпохуимеетсвойантронопонимикон, называемый "реестром". СовокупностьА. вязыкеназываетсяантропонимией.
А. особенноличноеимя, отличаетсяотмногихдругихИС (онимов) характероминдивидуализацииобъекта: каждыйобъектноминации (человек) имеетимя. А., какивсякоеИС, нетольколингвистическое, ноисоциально-историческоеобразование, функционирующеевособыхусловияхкакнеобходимыйэлементчеловеческогообщения. ЗначениеА. -иерархическоецелое, центральноеместовкоторомзанимаетсемнаяструктура, составляющаяпонятийноеядроА., анесколькоудаленнаяпериферическоеположение отводитсясоциальнойиэмоциальнойокраске, безсоотношениясконкретныммиром. СемнаяструктураА. включаетследующиекомпоненты:
1) "существительное";
2) "одушевленное";
3) "разумное" (принадлежащеекчеловеческомуроду);
4)"лицо";
5) "национальность";
6) "пол" (дляличныхимен).
ВсовременномобществеА. какчленклассификационнойсистемыноминациивыполняетосновнуюназывательнуюфункцию, реализующуюсяв двухаспектах: дистинктивном (выделяющиминдивидаизколлектива) иинтеграционном (объединяющимносителейодногоА. вобщийкласс). Таким образом, А., обозначающиеиндивидуальныелица, лишеныконнотации, "способностипривноситьопределенныепризнаки" /Топорова, 1996:с.6/.
Строгоговоря, самипосебеА. неимеютникакогозначения, т.е. немогутбытьопределеныбезобращениякденотату - реальномуносителюимени. Следовательно, множествоодноименныхобъектовнеобладаютникакимисовместнымисвойствами, кромеобщегоА.
Принципиальноиноеположениесложилосьвмифопоэтическихтрадициях. Какизвестно, основательфункционализмавэтнографииМалиновский, выдвинултакназываемуютеорию "нужд" (needs), согласнокоторойвсеэлементы, составляющиекультуруархаичногоплемени ( отИСдомифа) возникаюткакответ (answer) наопределенныйвопрос, продиктованныйнастоятельнойпотребностью /Топорова, 1996:с.6/.
Исходяизэтойконцепции, наименованиепредставляетсобойнеигруилиразвлечение, аабсолютнуюнеобходимость, связаннуюсглубиной сущностичеловека. А. представляютсобойнеэтикетку, ярлык, асимвол, сложнымобразомсоотносимыйсприродойиндивида. Мифологическое осознаниеА. каквнутреннейсубстанциипроявляетсявнекоторыхкультурно-историческихтрадициях, вкоторых "наречениеименемноворожденногопринимаетформуотгадыванияегосущности..." /Топоров,1980:с.510/.
Архаическаямодельмирапредполагаеттождествоименииегоносителя. Идеяпрямогосоответствияименииденотата, трактовкаА. какalteregoиндивидаотраженавбрахманическойконцепцииnamurupa 'имяиформа' /Топорова 1996:с.7/. Отношениемеждуименемиегоносителемможносопоставитьстеньюичеловеком, ееотбрасывающим. Отголоскиверований
внезависимоесуществованиеименииегоидентичностьсназываемым объектомпрослеживаетсяивсовременномобществе (ср. случаинаречения новорожденногоименемумершегородственника, вызванныестремлением вместесА. воскреситьдостоинствапокойного).