Смекни!
smekni.com

Понятие "судьба" в языковой картине мира (стр. 4 из 5)

Сама языковая картина мира — это общекультурное достояние нации, она четко структурирована, многоуровнева. Именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека.

2.2 Концепт «судьбы» во французской языковой картине мира

Совокупность концептов и образует концептосферу как некоторое целостное и структурированное пространство, т.е. систему знаний и мнений человека о мире, отражающих его познавательный опыт на доязыковом и языковом уровнях.

Судьба — это важнейшая категория сознания, с помощью которой строится концептуальная картина мира народа. Понимание судьбы как высшей силы нашло отражение в толковых словарях. Например, в четырехтомном академическом словаре у слова судьба выделяются три значения, главное из которых 1) складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям — сила, определяющая все, что происходит в жизни) — покориться судьбе, удары судьбы (Словарь, т.4, М., 1984, с.302). В.И.Даль, помещая слово судьба в словообразовательное гнездо глагола судить, определяет судьбу как «неминучесть в быту земном».

Своя судьба есть у всего: у людей, вещей, событий, явлений. Это место в жизни общества, бытие. Судьба — это божественно установленные сущность и будущность каждой вещи и каждого человека, но это не разумная сущность, в религиозном сознании — это Бог. Например, С.Аверинцев в Философском словаре определяет судьбу как «неразумную и непостижимую предопределенность событий и поступков человека».

При таком понимании данного концепта становится ясно, что объект, стоящий за данным словом, не существует в эмпирическом опыте как некая реальность, он многомерен и допускает целый ряд интерпретаций. В этом сложность его исследования, чем и объясняется появление в последнее время ряда фундаментальных работ, посвященных судьбе [Вежбицкая, 1994; Понятие судьбы...,1993; Чернейко и Долинский, 1996 и др.].

Для описания концепта «судьбы» Л.О.Чернейко и В.А.Долинский вводят понятие гештальта абстрактного имени. Гештальт — это своего рода маска, которую надевает абстрактное имя. Выявление гештальтов они считают важнейшим в установлении и описании данного концепта. Под гештальтом они понимают представления носителей языка, скрытые в имени и раскрывающиеся в его сочетаемости, в обнаружении «образов содержания знака» (по Н.Д.Арутюновой). Нами были выделены следующие гештальты, которые позволяют видеть одно явление сквозь призму другого, более понятного. Абстрактная сущность, невидимый идеальный конструкт «судьба» принимает лики видимого, материального, отождествляясь с ним:

1) судьба — это личность, причем гораздо более сильная, чем человек, отсюда dérision du destin, doigt du destin, on (nul) ne peut fuir (éviter) sa destinée, mauvais sort, arbitre du sort, le sort a voulu que... ,jouer son sort;

2) судьба-игрок — jeu du hasard;

3) судьба —это текст, книга, отсюда livre des Destins, Grand-Livre, c’est écrit, livres sibyllins;

4) судьба — судья, отсюда les arrêts du destin;

5)судьбагадалка, отсюда cartomancie, lignes de la main;

6) судьбадорога, отсюда un tournant du destin;

7) судьбараба: être maître de son destin, chacun est l’ouvrier de sa destinée, homme de fortune, être l’ouvrier de sa fortune.

Итак, в языковом сознании француза судьба есть, она вполне реальна и человек может почувствовать ее свойства, проявления, а затем представить их через глубинные структуры сознания —гештальты.

2.3 Методика проведения концептуального анализа лексико-семантического поля судьбы

Выявление и рассмотрение лексических единиц, принадлежащих концепту «судьба», проводилось в соответствии с методикой проведения концептуального анализа, предложенной Т.А.Гавриловой, В.Ф.Хорошевским, и др.

Эта методика состоит из ряда этапов:

1. Определение входных и выходных данных; составление словаря терминов и набора ключевых слов;

2. Выделение понятий, принадлежащих ядру концепта и установление связей между понятиями;

3. Определение признаков изучаемых понятий;

4. Выделение единиц, принадлежащих периферии концепта и установление связей между ними.

Далее нами будет описан ход работы, проводимой в соответствии с названными этапами.

2.3.1 Определение направления исследования; составление словаря терминов и набора ключевых слов

Аналогический словарь французского языка описывает семантическое поле лексемы «destin» следующим образом:

1) avenir, destinée;

2) volonté divine;

3) sort individuel.

Это видно из толкования лексемы «destin».

Destin, destinéeAvenir, destinée. Arrêts du destin; astres, astrologie, astrologue; cartomancie, lignes de la main; desseins impénétrables de la Providence; déterminer, déterminisme; fatalité, fatalisme, être fataliste; finalité, finalisme; futur; horoscope; livre des Destins, Grand-Livre; oracle, oraculaire; ordre du Ciel; prédiction, prédire; trancher la destinée, tuer; vaticination, vaticiner. Affecter, assigner, attribuer, garder, promettre, réserver. — Volonté divine. Anankê, la Fatalité; Moira, les Moires; Tychê, Agathê Tychê, le Hasard. Fatum, Fortune, les trois Parques: Atropos, Clotho, Lachésis. Aruspice, augure, devin, interprète des dieux, prêtre; Calchas, Cassandre, Tirésias; livres sibyllins, la sibylle de Cumes; oracle de Delphes, Apollon, la pytnie / de Dodone / d’Épidaure. — Sort individuel. Avenir; cas de force majeure; chance; destin, aveugle destin, croire à son destin, forcer le destin, maudire son destin, être résigné, se résigner à son destin; destinée, être promis aux plus hautes destinées; c’est dit, c’est écrit, mektoub; étoile, être né sous une bonne / une mauvaise étoile; existence; fatalité, fatal, fatidique; fortune, bonne / mauvaise fortune; hasard; immuable, inéluctable, inévitable; issue fatal; lot, loterie; nécessaire, nécessité; prédestination; sort; vie; vocation, être appelé / élu / voué à.

В связи с тем, что по численности и частотности употребления первая лексико-семантическая группа слов превосходит остальные, то она представляет для нас больший интерес при выявлении особенностей функционирования элементов концептуального поля «destin».

Поэтому, в нашей работе при выделении лексических единиц концептуального поля судьбы мы ограничились одним аспектом направления судьбы, а именно судьба как будущее, участь (avenir, destinée). Лексемы этого семантического подкласса, согласно словарю аналогий, представлены существительными и глаголами со значением предопределенности.

Составляющие этого семантического подкласса, представленные в словаре аналогий, могут быть сгруппированы следующим образом:

Nomarrêts du destinastresastrologieastrologuecartomancielignes de la maindesseins impénétrables de la Providancedéterminismefatalitéfatalismefinalismefinalitéfortune Verbeaffecterassignerattribuerdéterminerêtre fatalistegarderprédirepromettreréservertuervaticiner

futur

horoscope

livre des Destins

oracle

ordre du Ciel

prédiction

sort

vaticination

В нашем исследовании предпочтение отдается существительным и именным конструкциям.

Лексические единицы концепта «судьба» выделились при использовании данных двух авторитетных толковых словарей французского языка: Larousse, Le Robert de la langue française.

В толковом словаре французского языка «Le Robert» представлено следующее толкование судьбы:

Destin — puissance qui, selon certaines croyances, fixerait de façon irrévocable le cours des événements.

Как видно из толкования, судьба определяется согласно некоторым вероисповеданиям как некоторая сила, устанавливающая невозвратимый ход событий.

В другом толковом словаре «Larousse» судьба трактуется следующим образом:

Destin — puissance surnaturelle qui fixerait le cours des événements.

В данном определение подчеркивается то, что эта некоторая сила является сверхестественного происхождения.

синтаксический лексический концепт судьба

2.3.2 Выделение понятий, принадлежащих ядру концепта и установление связей между ними

С целью установления общих и дифференциальных признаков лексем концептуального поля судьбы, нами был установлен интегральный семантический признак на основании словарных дефиниций.

Destin — puissance qui, selon certaines croyances, fixerait de façon irrévocable le cours des événements (Le Robert).

Destin — puissance surnaturelle qui fixerait le cours des événements (Larousse).

Из толкований лексемы «destin» мы можем выделить интегральный семантический признак «высшая воля», «рuissance surnaturelle».

Компонентный анализ именных лексем, описывающих понятие «судьбы», показал, что количество существительных, содержащих интегральный семантический признак в своих дефинициях, не велико. Среди таких существительных были выделены следующие: destinée, fatalité.

Наличие интегрального семантического признака в дефинициях данных существительных позволяет нам отнести их к концепту «судьба».

Destinée — puissance souveraine considéré comme réglant d’avance tout ce qui doit être.

Fatalité — force surnaturelle par laquelle tout ce qui arrive est déterminé d’avance d’une manière inévitable.

В связи с толкованием именных лексем и основываясь на характерных для большинства языковых культур свойствах судьбы, можно заключить, что в основе рассматриваемого нами концепта лежат следующие признаки:

1) ход событий

2) изменчивость

3) случайность

4) божественность

5) признак счастья.

2.3.3 Определение признаков изучаемых понятий

На этапе определения признаков изучаемых понятий нами будет рассмотрена реализация характерных признаков концепта «судьба» у лексических единиц со значением «высшая сила».

С этой целью обозначенные выше свойства судьбы были обобщены и представлены в виде дифференциальных признаков концептуального поля судьбы.

Дифференциальными признаками концептуального поля судьбы, установленными из словарных дефиниций единиц лексико-семантическоо поля судьбы, являются следующие:

s1 — cours des événements

S2 — modification

S3— hasard

S4 — divinité

S5 — heureux

Опишем денотативные ситуации, отражаемые ядерными существительными концепта «судьба» следующим образом:

Destinée; S1++ S2- + S3- + S4+ + S5+/-