Смекни!
smekni.com

Развитие риторических традиций в России (стр. 3 из 4)

«Слово о витийстве», произнесенное в Императорской Академии наук в 1745 г., показывает, какой была прозаическая программа Тредиаковского. Красноречие, витийство, элоквенция – «царствующая» наука, ибо все другие науки и художества «токмо через элоквенцию говорят». Традиционны для русской филологической традиции мысли Тредиаковского о «премудрости» истинного красноречия, значении витийства для счастия гражданских обществ; понятая как широкое использование языка «вся вообще филология… есть токмо что элоквенция».

«Слово о витийстве» написано по-латыни с параллельным переводом на русский язык.

3. А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) известен более всего как поэт и драматург. Трудно назвать жанр, в которой бы Сумароков не трудился: он писал трагедии, драмы, оды (торжественные, любовные, анакреонтические), песни, басни, элегии, эклоги. Сумароков первым внес в русскую поэзию разговорную легкость стиха, он – основоположник русского романа, но и Сумароков же переложил в стихи всю «Пластырь», писал духовные оды о «Божием величестве», «на суету мира», о тщетных поисках истины, нравственных совершенствах и добродетелей.

Сумароков много печатался в различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая пчела», журналах московского университета, издававший под редакцией его ученика и его последователя М. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директором созданного в 1756 г. театра, где ставились его пьесы, но в 1761 г. был отстранен от театра и целиком придался литературе.

После смерти Сумарокого Н. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное собрание» его сочинений до сих пор являющееся единственным.

4. Амвросий Серебренников. Краткое руководство к оратории российской (1778)

Амвросий Серебрянников(1745–1792)– архиепископ Екатеринославский и Херсоника-Таврческого. Окончил Вятскую семинарию, продолжая учиться в Московской духовной академии. Начал преподавать в 1773 г. в Троицкой духовной семинарии риторику, историю и французский язык, а в 1775 г. назначен префектом и учителем философии. В 1778 г. переведен в Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря; с 1783 г. – епископ Олонецкий, с 1786 г. – архиепископ Екатеринославский.

Преосвященный Амвросий был известен как ученый и проповедник. Современники отмечали его необыкновенную любознательность, энергию и в то же время кротость характера. Серебренников участвовал в составлении словаря Академии Российской, за что был избран членом Российской Академии. Но наиболее известен как автор «Краткого руководства к оратории российской», выдержавший два издания 1778 и 1791 гг. Это было наиболее серьезное сочинение по риторике после трудов М. В. Ломоносова. Несмотря на безусловное преклонение перед авторитетом великого ученого и частные ссылки на него, Амвросий вполне самостоятелен во многих разделах своего учебника. Прежде всего он классифицирует виды тем в оратории, что имело практически педагогический смысл, - этот раздел в русских риториках развитие не получил. Вполне оригинален Амвросий и в разработке родов и жанров ораторских речей, из которых мы выбираем для публикации все жанры поздравительных речей.

5. Детская риторика или благоразумный витя(1787)

Автор этого сочинения не установлен, хотя начинается оно «одобрением» профессора красноречия и цензора А. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся учебников. Несмотря на традиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес по основным определениям, своеобразным примером и способу выражаться, который неизвестный автор использовал, желая объяснить риторику «юношеству». Очевидно, что автор сознательно действует по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» свое сочинение «примерами». Ясные определения и выразительные примеры делают « Детскую риторику» образцом учебной книги. Для публикации избраны6 определение риторики, «свойство речи» (под ним автор понимает пять традиционных частей риторики), фигуры риторические (перечисление и несколько «самонужнейших»).

Свойство речи

Оных находится 5 ,и суть следующее:

1) изобретение,

2) расположение,

3) украшение,

4) память,

5) произношение.

Первое свойство состоит в том, чтобы выдумать то, о чем говорить надобно.

Второе – чтобы изобретенное искусно расположить.

Третие – чтобы изобразить чистым и красивым слогом.

Четвертое – выучить наизусть.

Пятое – сказать или произнести с приятнотию.

6. М.М. Сперанский правило высшего красноречия(1792)

Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839) – знаменитый государственный деятель, реформатор российского законодательства. Сын поповича, он окончил Владимирскую духовную семинарию, при чем в списке учащихся класса риторики за 1784 г. возле его фамилии помечено: «доброго успеха», за 1785 г. – «понятен». Добившегося блестящих успехов выпускника семинарии 1788г. отправили в Санкт-Петербургскую семинарию для продолжения учебы. По окончании Михайле Сперанскому была предложена должность учителя математики, а три месяца спустя преподавании физики и красноречия. В1795 г. в дополнение к должности учителя философии Сперанский назначен префектом семинарии.

Сперанский поступил в гражданскую службу в 1797 г. и за четыре года сделал блестящую карьеру, став в 1801 г. действительным статским советником. «Действительно Сперанский был совершенно исключительным явлением в насей высшей администрацией первой половины XIX в. Без особого преувеличения он может быть назван организатором бюрократии в России… Сперанский был своего рода Пушкиным для бюрократии; как великий поэт владел думами и чувствами поколений, так точно над развивавшимся бюрократизмом долго парил образ Сперанского», - писал М. С. Середонин в очерке «Граф М. М. Сперанский».

7. А.С. Никольский. Основание российской словесности(1892)

Концепция словесности и составляющих ее наук сложилось у Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-х годов XVIII столетия, когда им были написаны «Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российской словесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении к изданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал из изданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи в Москве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, а затем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был одним из наиболее влиятельных филологов своего времени.

А.С. Никольскому принадлежат несколько значительных переводов в частности 1834 г. были изданы «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабиа Квинтиллиана, ссылки на которого имеются в любом учебнике риторики.

«Основания российской словесности» представляют собой классический вид учебного руководства по простоте и ясности материалов.


Раздел IV. Риторики первой половины XIX века.

Слово составляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастию ближнего.

(И.И. Давыдов. Чтения о словесности)

Слово есть воплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое и мыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесности непосредственно содействует образованию всех душевных способностей, особливо ума, воображения и чувствования.

( Я.В. Толмачев. Правила словесности)

1. А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика(1809г.)

Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) профессор Московского университета, занимавший кафедру русского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг., литературный критик, поэт. Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полога найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии:

1.письма;

2.диалоги;

3.учебные сочинения;

4.история (характеры, биография, романы, подлинная история);

5.речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).

2. Л.Г. Якоб. Умозрение словесных наук(1813)

Людвиг Генрих(Людвиг Генрихович) Якоб(1759-1827) – немецкий философ, филолог, социолог, правовед, деятель Просвещения. Деятельность Л.Г. Якоба в России ознаменована выходом энциклопедического «Курса философии для гимназии Российской империи» (1811-1817 гг.) в 8-и частях содержащего начертания всеобщей логики, всеобщей грамматики, психологии, нравоучительной философии эстетики, словесных наук естественного и народного права, народного хозяйства.

3. Н.И. Греч. Учебная книга российской словесности (1819-1922)

риторика красноречие словесность русь

Николай Иванович грач 1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч учился в Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г. преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучи одновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.

В 20-30 гг. «известность Н.И. Греча не только литературная, но и просто личная, была почти всеобщая» (М.В. Логинов). В доме Греча на знаменитых «четвергах» собирались известные художники и литераторы.