Артиллерийский Цейх Гауз и инженерный дом .
По главной аллее, ведущей в центр крепости от Петровских ворот , расположены два одноэтажных здания . Справа - бывший Артиллерийский цейх гауз , построенный в 1801 году . Слева здание с высокой кровлей , бывший инженерный деловой двор или Инженерный дом . Он был построен в 1749 году. В инженерном доме с 1971 года открыта экспозиция “Архитектура Петербурга – Петрограда начала XX века”.В музее демонстрируются первые проекты планировки города , подлинные чертежи дворцов и зданий М.Г. Земцова , С.И.Чевалинского, В.В. Растрелли ,
И.Е. Старова , Д.Кваренги , А.Н.Воронихина, А. Д. Захарова , К. И. Росси , и других произведения живописи скульптуры и графики .
Гауптвахта и “плясовая площадь”.
С левой стороны от главной аллеи в глубине небольшого сквера , стоит двух этажное здание с белыми колонами . Это бывшая караульная Гауптвахта.
Современный облик здание приобрело после перестройки его в 1907-1908 годах. Тогда был возведен второй этаж и сооружен 4-х колонный портик.
Перед Гауптвахтой на месте существующего газона в начале XVIII века была площадь, которая служила местом наказания солдат
Комендантский дом.
На площади пред собором находится двух этажное каменное здание, построенное в 40 годах восемнадцатого века. Это бывший комендантский дом . Главным фасадом он обращен на восток к зданию Гауптвахты. Комендант крепости был особо доверенным лицом царяМонетный двор.
Единственное здание производственного характера на территории крепости и старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга – это Монетный двор.
В1724 году по приказу Петра I Монетный двор из Москвы переведен в Петербург. Для работы его были приспособлены помещения бастионов Трубецкого и Нарышкина.
В 1800-1805г. было построено специальное здание Монетного двора. Предполагается, что проектировал его архитектор А.Н. Воронихин, однако чертежи подписаны архитектором А.Порто.
Монетный двор вместе с Петропавловским собором , Ботным домиком и Комендантским домом формирует главную площадь Петропавловской крепости.
На Монетном дворе работали выдающиеся русские медальеры С.Юдин, Т.Иванов, В.Краюхин.
Ботный домик .
На площади перед Монетным двором находится небольшой изящный павильон с белыми колоннами работы скульптура Иенсена. Это аллегория навигации. Павильон называют Ботным домиком . В нем хранится ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. В настоящее время он хранится в Центральном военно-морском музее, куда был передан в 1940году.
Петропавловский собор
Петропавловский собор- уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII века почти без изменений сохранил свой первоначальный облик . Уже во время возведения земляной крепости 29 июня 1703 года где на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла .С 1712 года Петербург становился столицей Русского государства . Столице нужен главный кафедральный собор . И вот на месте деревянной церкви по проекту Д. Трезине начинается строительство Петровского собора . Он строится 21 год (1712-1733) . Петровский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировки , наружной отделки здания – наиболее характерные черты этого стиля .Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание , его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных окнах . Самая интересная часть собора колокольня . Ярус за ярусом она поднимается ввысь .
Ярусы соединены завитками – волютами , которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой балине . Шпиль собора вознеся над городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода её к просторам Балтики . Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга .( Если не считать вышку телевизионного центра ). Его высота- 122,5 метров , высота шпиля-
1,6 метра, высота фигуры ангела –3,2 метра , размах крыльев –3,8 метра .
План собора не похож на традиционные планы русских церквей . Это прямоугольное сооружение “зеркального” типа . Внутреннее пространство собора разделено на три части мощными пилонами . Интерьер собора праздничный и нарядный : помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров ) , огромные окна заливают его светом . Петровский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров .Хоронить в соборе стали по указанию ПетраI. Сам ПетрI похоронен у южной стены собора .
Он умер 27 января 1725 года рано утром .
30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями . С 1924 года собор стал музеем и сохраняется как уникальное произведение Русской архитектуры и искусства XVIII века .
Великокняжеская усыпальница .
Рядом с собором в 1908 году по проекту архитектора Д. Гримма и при участие архитектора А. Томшико и Л. Бенуа было построено здание усыпальницы для великих князей . В ней сочетается архитектура русских купольных церквей XVII-XVIII веков , черты классического стиля и барокко . Церковь и сверкающей золотом шпиль вошли в архитектурный облик Санкт – Петербурга, придавая ему самобытную прелесть приморского города . Петровская крепость – памятник революционной борьбы русского народа и отечественной истории .
Сохранялось несколько казематов бастиона Зотова , дающих представление о казематах как местах заключения. Казематы( помещения внутри крепостной стены)
напоминали погреб .
Кирпичные стены , часто не оштукатуренные , сводчатые потолки . Земляной пол покрыт досками . Были и каменные полы . Стёкла окон закрашивались белой краской , окна заделывались толстыми решётками . Вход в каземат закрывался деревянной дверью , обитой железом . По воспоминанием декабриста А.М.Муравьева, у него в каземате были нары , на которых лежало какое-то лоснившиеся от грязи тряпьё . В одном углу находилась печка . В стену была вделана цепь с шейным кольцом . Муравьёва в цепи не заковывали , но некоторые декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов (около 9,2 килограмма) . Кровать в камере декабриста В.П. Зубкова состояла из нескольких досок , соединенных железными полосами . “Соломенный тюфяк и подушка лежали на двух толстых досках с большим пустым промежутком , причём одна доска была значительно толще другой . Простыня была, разумеется, из грубого холста и очень грязная . Стула не было, а стол надо было прислонять к стене,
чтобы он не упал . В углу стояла деревянная кадушка , издающая отвратительный запах . ”
Казематы были не велики по размерам . У декабриста В.П. Зубкова – 6 шагов в длину , 5 шагов в ширину ; у декабриста А.П.Беляева – 4 шага в длину . В период заключения декабристов казематов не хватало . В гарнизонах казармах крепости были построены клетушки из брёвен , и таким образом общие солдатские казармы превратились в камеры одиночного заключения . Все казематы были серые, холодные , мрачные . Декабрист Н.В. Басаргин , находившийся в одном из казематов Кронверкской куртины , рассказывал , что со стен текло , а темнота и теснота не позволяли делать ему какие либо движения . Когда у него началось кровохаркание , его перевели в другой конец куртины , “в каземат более просторный , но зато столь тёмный , что , пришедшие туда ,-вспоминал он , -я долго не мог разлить предметы, в нём находящиеся , пока глаза мои не освоились с мраком .” в некоторых казематах даже днём горели ночники . Декабрист М.С. Лунин писал , что он не мог спать “от тяжелого воздуха в каземате , от насекомых и от удушливой копоти ночника”. В каземате А.С. Гангеблого “низкий свод был обвешан паутиной и населён множеством тараканов , стоножек, и других гадов .”
Ничего не изменилась в устройстве казематов и условиях содержания ни в 40-е годы XIX века , когда в них были заключены петрашевцы .