6. Оппозиция Марку Антонию и смерть
После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена.
В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония он произнёс 14 направленных против него речей, которые он назвал "филиппиками" по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки "врагов народа", которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.
Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э
7. Политические взгляды
Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления "сенатской республики", основанной на "заветах предков". Свои основные труды он назвал "О республике" (De re publica; чаще переводят как "О государстве") и "О законах"; оба произведения написаны в форме диалогов.
Главными достоинствами определения понятия "государство" являются:
· Народ - особая общность людей;
· Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
· Право рассматривается как основа объединения народа, "достоянием" которого является государство.
Цицерон пишет, что смешанное государственное устройство наиболее стабильно и прочно, так как монархия, аристократия и демократия легко могут быть трансформированы в противоположности. Прочность государства также зависит и от законов.
8. Творчество
8.1 Речи
речь оратор цицерон риторический
Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие такие приемы Цицерона, как ламентация (попытка вызвать сострадание). Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.
8.2 Трактаты
Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.
Философские школы:
· Стоицизм - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира (физика, логика, этика)
· Платоновская Академия - религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н. э. недалеко от Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие
· Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей, который основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов".
Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма, французских просветителей и многих других.
9. Избранные цитаты
"Бумага не краснеет, бумага все терпит" - в письмах "К друзьям" находится выражение "письмо не краснеет".
"Дамоклов меч" - из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении "Тускуланские беседы". Дамокл завидовал Дионисию, хотя и льстил ему. Желая проучить льстеца, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю.
"Когда гремит оружие, музы молчат" - поговорка эта известна из речи Цицерона в защиту Милона.
"Отец истории" - такое наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении "О законах".
"О времена! О нравы!" - Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: "O tempora! O mores!".
Когда вражда между Цезарем и Помпеем вылилась в междоусобную войну, Цицерон был в смятении, не зная, на чью сторону стать. — От кого бежать — мне ясно, но не ясно к кому,— говорил он.
Когда после победы над Помпеем Цезарь повелел восстановить поверженные статуи полководца, Цицерон сказал: — Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные.
Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни.
Приятно вспоминать невзгоды, если они миловали.
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.
Если боль мучительна, она не продолжительна, если продолжительна, то не мучительна.
Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием.
Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали для самих себя!
Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.
А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя.
Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как кол колом.
Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона.
Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.
Для которых их учения - это закон жизни, а не только знания, выставляемые напоказ?
Заключение
Жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией. Слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. Именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Ренессанса вплоть до XVIII столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.
Ни один древнеримский писатель не имел такого значения в истории европейской культуры, как Цицерон. Литературные деятели последних лет республики и начала империи относились к нему весьма сдержанно: характер цицероновского красноречия был для современников связан с его компромиссной политической позицией.
Но уже для следующего поколения эти моменты были не так важны, и Цицерон был признан мастером римской прозы, имя которого стало синонимом красноречия. Даже греческая критика, которая игнорировала римскую литературу, делала исключение для Цицерона. Личность оратора воспринималась в другом свете, который представлялся теперь защитником римской свободы. Риторическая школа обучала искусству стиля, основываясь на произведениях Цицерона.
Произведения Цицерона дошли до нас в виде рукописей. Письма Цицерона, раскрывавшие личность автора, представляют не меньший интерес, чем его философские сочинения.
Моральная философия английского, а отчасти и французского Просвещения обязана Цицерону. На его изложения эллинистических систем ссылаются представители различных философских направлений. Следы внимательного изучения Цицерона можно найти у Локка, Толанда, Юма, Шефтсбери, Вольтера, Дидро, Мабли и многих других европейских мыслителей XVII-XVIII вв. Буржуазные революции, воскресив политическое красноречие, выдвинули значение Цицерона как ораторского образца, и пользование Цицероном очень заметно в речах ораторов французской революции, например у Мирабо и Робеспьера.
Список литературы
Цицерон. Сборник статей. / Отв. ред. Ф. А. Петровский. - М.: Издательство АН СССР, 1958. - 151 стр. 8000 экз.
Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., ред. Н. Ф. Дератани. - М.: Издательство МГУ, 1959. - 176 стр. 8000 экз.
Утченко С. Л. Цицерон и его время. - М., 1973; 2-е изд. М., 1986. - 352 стр. 150000 экз.
Звиревич В. Т. Цицерон. Философ и историк философии. - Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1988. - 205 стр. 1500 экз.
Грималь П. Цицерон. / Пер. с франц. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. ("Жизнь замечательных людей"). - М., Молодая гвардия, 1991
В.И. Максимова Русский язык и культура речи. – М., 2007
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов
http://www.orator.ru/
http://www.fidel-kastro.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://dic.academic.ru/
http://antique-lit.niv.ru/
http://slovari.yandex.ru/
http://ant.liim.ru/