МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО "ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ФАКУЛЬТЕТ ТАТАРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕГО ИСОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Курсовая работа
Вопрос о местоимениикак части речив русской грамматике
студентки группы 07-0502 Мухаметзяновой Разили Агалямзяновны
Научный руководитель: доцент, кандидат филологических наук Исламова Э. А.
КАЗАНЬ 2009
СОДЕРЖАНИЕ
местоимение речь грамматический семантический
Введение
Глава I. История изучения местоимений как части речи
Глава II. Категориальное значение местоимений
Глава III. Семантические и функциональные признаки местоимений
Глава IV. Грамматические свойства местоимений
4.1 Начальная форма местоимений
4.2 Одушевленность, неодушевленность местоимений
4.3 Склонение местоимений
4.4 Категория лица местоимений
Глава V. Разряды соотношения с другими частями речи
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Часть речи – это основная грамматическая категория в русском языке, а изучение морфологических особенностей разных частей речи – главная задача курса морфологии.
Понятие о частях речи складывалась в русском языкознании постепенно, трудно, и до сих пор существует немало дискуссионных вопросов, связанных с теорией частей речи. Например: сам состав частей речи в современном русском языке является предметом обсуждения; есть ли такая часть речи, как категория состояния; каков статус причастий и деепричастий (глагольные формы или самостоятельные части речи); положение и состав модальных слов и др.
Не сразу были найдены и сформулированы основные критерии выделения частей речи и распределения слов по частям речи.
Наиболее полно и четко подытожил все разнообразие мнений, предложил аргументированную классификацию частей речи академик Виктор Владимирович Виноградов в работе "Русский язык (Грамматическое учение о слове)" (М., 1946).
В основе классификации частей речи в русском языке лежат определенные принципы.
Для выделения слов в какую-то часть речи необходимо учитывать весь комплекс семантических, словообразовательных, морфологических и синтаксических особенностей; недопустимо одностороннее выделение какого-либо из этих признаков.
Для современной лингвистики характерно стремление изучать наиболее сложные явления языка, не нашедшие глубокого однозначного толкования; поэтому нельзя считать удивительным то внимание, которое было уделено местоимениям в последние 25-30 лет.
Статус местоимений как цельной части речи оспаривается и в традиционной, и в современной грамматике. Так, Михаил Васильевич Ломоносов считал местоимения служебной частью речи, академик Виктор Владимирович Виноградов собственно местоимениями называл только предметно-личные. Все это объясняется тем, что внутри этого класса слов сосуществуют различные по своим грамматическим и семантическим признакам слова. В частности, одни местоимения имеют категорию рода (например, определительные, указательные), а другие не имеют; одни местоимения имеют категорию лица (например, личные), а другие не имеют; одни изменяются по числам (например, определительные, указательные), а другие не изменяются (например, отрицательные, некоторые вопросительно-относительные).
Актуальность избранной темы, таким образом, обусловлена необходимостью дальнейшего теоретического осмысления проблемы местоименности.
Целью работы является показать занимаемое местоимениями место в русской грамматике.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю изучения местоимений;
- остановиться на категориальном значении местоимений;
- показать семантические и функциональные признаки данных слов;
- разобрать грамматические свойства местоимений;
- разобрать соотношение местоимений с другими частями речи.
Объектом данной работы являются части речи в русском языке, а предметом – местоимение в русском языке как часть речи.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ КАК ЧАСТИ РЕЧИ
Одним из важных и дискуссионных вопросов является вопрос о выделении местоимений в особую часть речи. В истории изучения прономинативов четко прослеживаются две противоположные точки зрения: одни ученые считают местоимения особой частью речи (М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев), другие отказывают им в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин). Академик В. В. Виноградов относит к местоимениям лишь предметно-личные и производные от них прономинативы. Противоречиво и неполно представлены, по мнению Е. Н. Сидоренко, местоимения в одном из фундаментальных трудов последних лет – "Русской грамматике". Отказывая прономинативам в статусе части речи, авторы грамматики в то же время выделяют в самостоятельный класс слов "местоимения-существительные" и располагают их среди знаменательных частей речи в одном ряду с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями. Единственной мотивировкой такого распределения является несовпадение категорий рода, числа и падежа у имен существительных и соответствующих прономинативов.
Некоторые лингвисты, считая местоимения отдельной частью речи, в дальнейшем, противореча себе, распределяют их по знаменательным частям речи. Так, А. А. Шахматов, определяя местоимения как самостоятельную часть речи, в дальнейшем делит их на местоимения-существительные и местоимения-прилагательные [Сидоренко 1990: 5].
Европейская грамматическая традиция, восходящая к античности, рассматривает местоимения как одну из частей речи; эта трактовка местоимений сохраняется в описательных грамматиках. Однако в некоторых грамматических теориях XX века местоимения считаются грамматически неоднородными и распределяются по частям речи в соответствии со своими главными синтаксическими функциями. В этом случае местоимения-существительные и местоимения-прилагательные включаются в состав более широкого семантического класса местоименных элементов, объем которого определяется исследователями по-разному. Одни подчеркивают связь значения местоименных слов с речевой ситуацией. В этом случае они определяются как "указательные (дейктические) слова" (К. Бругман, К. Бюлер, У. Вайнрайх), "индексы" или "индикаторы" (Ч. С. Пирс, В. Коллинсон), "слова с непостоянной сигнификацией" (А. Нурен), "подвижные определители" или "шифтеры" (О. Есперсен, Р. О. Якобсон), "актуализаторы" или "средства перехода от языка к речи" (Ш. Балли, Э. Бенвенист), слова с "субъективно-объективным" лексическим значением (А. М. Пешковский).
Другие исследователи подчеркивают "заместительную" функцию местоименных слов, называя их "заместительными словами" или "субститутами" (Л. В. Щерба, Л. Блумфилд, З. З. Харрис), "репрезентами" (Ф. Брюно) и т. п.; иногда для обозначения слов-заместителей употребляется термин "Местоимение" (Пешковский, М. В. Панов).Первая тенденция нередко ведет к исключению кванторных слов из состава местоименных, вторая позволяет охватить и квантификаторы.
Местоимения-существительные во многих языках, в том числе в русском, обладают особыми морфологическими признаками, отличающими их от других существительных. В связи с этим русские местоимения-существительные иногда квалифицируют как "пережиток особой части " (В. В. Виноградов), как часть речи (академические грамматики) или вместе с несогласуемыми числительными относят к "несогласуемо-бесчисловому" грамматическому разряду (А. А. Зализняк) [Лингвистический 2002: 294].
Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – имени существительному, имени прилагательному и имени числительному. В свою очередь, А. А. Шахматов, Л. А. Булаховский, А. Н. Гвоздев и др. продолжали относить все слова с дейктической, анафорической и кванторной семантическими функциями (кроме, естественно, местоименных наречий, глаголов и др.) к одной части речи – местоимению (этот же взгляд отражен в академической "Грамматике русского языка" (1952-1954) и в большинстве школьных учебников).
Представляет интерес строго обоснованная в научном плане точка зрения В. В. Виноградова. В отличие как от ученых, не считающих местоимения частью речи, так и от ученых, называющих местоимениями грамматически различные слова с местоименной семантикой, Виноградов утверждал, что в русском языке существует особая часть речи – местоимение, но к ней относятся далеко не все слова с местоименным значением, а лишь местоименные существительные (по терминологии Виноградова – предметно-личные местоимения) [Современный 2000: 296].
ГЛАВА II. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
По категориальному значению местоимение противостоит всем знаменательным частям речи, основной функцией которых является функция номинативная. Местоимение ничего не называет, а только указывает на предметы, на признаки, на количество, на различные обстоятельственные отношения, поэтому категориальным значением местоимения является указание без наименования. Это значение сочетается с более частными значениями: вопросительным, отрицательным, неопределенным и др. При характеристике местоимений термин "указание" употребляется дважды: в широком значении (обозначает категориальное значение всего класса местоимений) и в узком значении (для обозначения семантики одного из разрядов – указательных местоимений – этот, тот и др.). Поэтому для характеристики категориального значения местоимения используют также термин "дейктический" (указание).