Младшерунический ряд появляется практически одновременно в двух модификациях: с длинными, расположенными по обе стороны ствола ветвями, так называемые полноветвистые руны, и с короткими, по одну сторону ствола, ветвями – так называемые коротковетвистые руны. Древнейшие тексты, написанные полноветвистыми рунами, появляются в Ютландии и на датских островах. Известнейшим памятником с коротковетвистыми рунами является Рёкский камень (из Rök, Эстеръётланд, Швеция, первая половина IX в.). В силу топографии этих памятников полноветвистая и коротковетвистая модификации долгое время рассматривались как локальные варианты рунического письма. Первые считались и назывались "датскими" (также "обычными") рунами, вторые – "шведско-норвежскими". Однако первые широко применялись как в самой Дании, так и, несколько позднее, в Швеции (практически все рунические камни Средней Швеции выполнены полноветвистыми рунами) и Норвегии, а также на островах Готланд, Мэн, Борнхольм и, таким образом, они имели общескандинавское распространение.
Как выясняется ныне, многочисленные бытовые надписи, находимые в Бергене, Лёдёсе, Сигтуне, Хедебю, Рибе, Тронхейме и других средневековых городах всех Скандинавских стран (см. ниже) и датируемые XI-XIV вв., в отличие от мемориальных стел X-XI вв., выполнены только коротковетвистыми рунами. Можно поэтому предполагать, что в основе разделения полно- и коротковетвистого вариантов алфавита лежал отнюдь не региональный, а функциональный принцип. Полноветвистые руны использовались для монументального, "парадного" письма, тогда как коротковетвистые являлись своего рода курсивом и находили применение в первую очередь в бытовой практике .
Недостаточность 16 знаков для отражения на письме фонетического состава древнескандинавских языков (как правило, один знак обозначал от двух до четырех фонем вызывала необходимость дальнейшей модификации алфавита и привела к возникновению так называемых пунктированных рун, т. е. к использованию диакритического значка – точки – при некоторых знаках (Lagman).
В публикуемых шведских надписях они встречаются еще нерегулярно. Однако в надписях уже XII в. пунктированные руны образуют полный алфавит с добавлением нескольких знаков, основанных на соответствующих по звучанию латинских буквах (Svärdström 1972). Изменяется и порядок следования рун в алфавите, приближаясь к латинскому:
В этом варианте руническое средневековое письмо существует вплоть до XV в. (Runmärkt), а в некоторых шведских областях, в частности в Даларна, оно доживает до XVIII в., правда скорее уже как антикварная редкость. Тем не менее, знание рунического письма сохраняется в Скандинавии до Нового времени, когда начинаются его научные исследования.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУН
Считается, что рунический алфавит возник в I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно — остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Его оппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временем пребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письма вступает, однако, в противоречие с датировкой древнейших рунических находок на территории Скандинавии.
Скандинавских рунических надписей известно не менее 3000 (из них ок. 2500 в Швеции), тогда как английских – ок. 40, а готских, немецких и др. – лишь по нескольку. Наиболее рано (с 8 в.) руны вытесняются из собственно Германии.
Существует немало гипотез по поводу происхождения рун. Исаак Тейлор считал их производными греческого алфавита, Виммер – латинского абецедария, Вайнхольд, Оберцинер, Бугге и Марстрандер – североэтрусских (ретийских) письмен. Хаммерстрем усматривал в рунах кельтское влияние, а Эллис X. Минз указывал на формальное сходство прагерманских письмен с древнетюркской руникой. Есть предположение и об автохтонном развитии рун на основе местных родовых меток и клейм. Несомненна, однако, связь рунического письма со средиземноморской цивилизацией Эллады.
По преданию тайну рун шепнул бог Один на ухо своему убитому сыну Бальдру, когда тот лежал на похоронных дрогах.
Волею судьбы заброшенное на край света племя скандинавов видимо обитало ранее где-то недалеко от носителей античной культуры. Скандинавская мифология обнаруживает параллели с древнегреческой. Имена Одина и Одисея интерпретируются как «гнев», «одержимость». 24 руны Футарка делятся на 3 отдела атта, или эйтра, каждому из которых покровительствует определенное божество. Руны, также как и огам организованы по правилам семейственного (гнездового) размещения знаков в алфавите.
Феномен рун характерен сверхпоэтизацией (см. эпос «Старшая Эдда» и особенно фрагмент «Речи Сигрдривы»). Более совершенные греческое и индийское письмена не воспевались так, как руны. Интересен и тот факт, что руны обладают с одной стороны глубокой архаикой (они могут рассматриваться как пиктограммы) и необычайно развитой на местной почве графомантикой (алфавитной мистикой) с другой стороны. Руны можно считать поэтически и эстетически организованной системой знаков. Футарк – странный свет так и не сформировавшейся религии северной периферии Европы.
Как бы там ни было, на лицо парадокс – письмо у германцев появилось задолго до образования государственности.
Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, чем в языке всех других древнегерманских памятников, в частности основообразующие гласные.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУН
В эпоху викингов и средневековье расширяются и радикально трансформируются функции рунического письма.
К X в. возникает и закрепляется обычай воздвигать в честь умершего памятные стелы.
Рунические стелы (rúnsteinar) – отесанные, вертикально поставленные камни. Материалом для них служил по преимуществу местный камень: гранит, гранитогнейс, песчаник, известняк. Лишь в редких случаях материал привозили из других мест, например с о. Готланд на о. Эланд. Во многих областях преобладают памятники из гранита, что можно объяснить как большей прочностью именно этой породы, так и распространенностью выходов гранита на поверхность в Скандинавских странах. В некоторых случаях надпись наносилась непосредственно на скальный выход гранита, и в этом случае обрабатывалась лишь часть поверхности скалы (см.: Б-III.5.5, Б-III.7.5).
В большинстве случаев (по крайней мере, до XII в.) рунические камни не связаны с захоронениями. Стелы без памятных надписей (bautasteinar) первоначально воздвигались на могильных курганах, и, насколько можно судить по представлениям скандинавов XIII в., сопровождали обряд сожжения. "Первый век называют веком сожжения, тогда всех умерших сжигали и воздвигали по ним камни", – писал Снорри Стурлусон и далее подробно описывал обряд погребения. Позднее, в XI в., bautasteinar воздвигали отдельно от погребений, иногда вместе с руническим камнем.
Надписи на рунических камнях отличает высокая степень формульности. Большая часть мемориальных текстов состоит из одной или нескольких формул, и лишь немногие из них содержат различные нестереотипные добавления. Все надписи за редчайшим исключением открываются посвятительной формулой, в которой названы заказчики памятника и лицо (или лица), в честь которых он установлен. Включение других формул не было обязательным и отражало представления и вкусы заказчиков или мастеров-рунографов. Первая из них давала характеристику поминаемого на камне лица. Как правило, она была весьма лаконична и ограничивалась выражением drengr / þegn (harđa) gođr "(очень) хороший воин". Это определение было весьма распространенным, оно встречается на десятках шведских рунических памятников. Вслед за ней часто следовала инвокационная формула: обращение к Богу или к Богу и Богоматери с просьбой позаботиться о душе человека, в память о котором поставлен камень. Завершать надпись может "авторская" формула – развернутая подпись мастера, например: ubiR risti runaR "Эпир высек руны". Авторские формулы кратки, не сообщают никаких сведений о рунографе и свободны в выборе обозначения памятников (runaR, merki, kumbl и др.) и работы рунографа (rísta, markа, ríta). Таким образом, большинство надписей состоят из ряда не связанных между собой формул.
Причины распространения этой традиции в конце эпохи викингов исследователи справедливо искали в культурных и социально-политических сдвигах, которые происходили в Скандинавии в это время. Действительно, надписи и орнаментика на рунических камнях указывают на важное значение религиозных представлений, языческих или христианских, для заказчиков памятников, на что указывает помещение на них крестов или языческих символов и изображений, инвокаций к Богу и Божьей матери (и иных христианских формул) или к Тору. Соотношение языческих и христианских элементов варьирует в различных регионах Скандинавии в разное время, но не они определяют содержание текстов, поскольку не включены в обязательную часть надписей (посвятительную формулу), т. е. являются факультативными.
На сегодняшний день считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма. Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшее значение слова «руна» (друн-исл. rún, друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna) — «тайна»: именно такой смысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений.Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние из таких надписей обнаружены на оружии, гдеони порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению — нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» — мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны t, обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.