Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура в Повести временных лет (стр. 2 из 8)

автором - духовником князя Мстислава Владимировича.

Первая редакция "Повести временных лет" Нестора основное

внимание в повествовании об исторических событиях конца ХI - начала

ХII в. уделяла великому киевскому князю Святополку Изяславичу, умер-

шему в 1113 г. Владимир Мономах, став после смерти Святополка

великим киевским кмязем, передал ведение летописи в свой вотчинный

Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестр и осуществил редактор-

скую переработку текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру

Владимира Мономаха. Не сохранившийся текст первой Несторовой редак-

ции "Повести временных лет" А. А. Шахматов реконструирует в своей

работе "Повесть временных лет" (т. 1-й). Вторую редакцию, по мнению

ученого, лучше всего сохранила Лаврентьевская летопись, а третью -

Ипатьевская.

Гипотеза А. А. Шахматова, столь блестяще восстанавливающая ис-

торию возникновения и развития начальной русской летописи, однако,

пока остается гипотезой. Ее основные положения вызвали возражения

В.М. Истрина. 1

Он считал, что в 1039 г. при дворе митрополита-грека путем сок-

ращения хроники Георгия Амартола возник "Хронограф по великому из-

ложению", дополненный русскими известиями. Выделенные из "Хроног-

рафа" в 1054 г., они составили первую редакцию "Повести временных

лет", а вторая редакция создана Нестором в начале второго

десятилетия ХII в.

1 См.: Истрин В.М. Замечания о начале русского летописания.

Изв.ОРЯС. 1921, т. 26; 1922, т. 27.

Г и п о т е з а Д. С. Л и х а ч ё в а.

Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны Д. С. Ли-

хачевым 1. Он отверг возможность существования в 1039 г. "Древ-

нейшего Киевского свода" и связал историю возникновения летописания

с конкретной борьбой, которую пришлось вести Киевскому государству в

30 - 50-е годы ХI столетия против политических и религиозных

притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить рус-

скую церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самосто-

ятельности древнерусского государства. Притязания империи встречали

активный отпор великокняжеской власти, которую в борьбе за

политическую и религиозную самостоятельность Руси поддерживали

широкие массы населения. Особого напряжения борьба Руси с Византией

достигает в сер. ХI в.

Великому князю киевскому Ярославу Мудрому удается высоко под-

нять политический авторитет Киева н Русского государства. Он

закладывает прочные основы политической и религиозной самостоятель-

ности Руси. В 1039 г. Ярослав добился учреждения в Киеве митрополии.

Тем самым Византия признала известную самостоятельность рус-

ской церкви, хотя во главе ее оставался митрополит-грек.

Кроме того, Ярослав добивался канонизации Ольги, Владимира и

своих братьев Бориса и Глеба, убитых Святополком в 1015 г. В конце

концов в Византии вынуждены были признать Бориса и Глеба русскими

святыми, что явилось торжеством национальной политики Ярослава.

Почитание этих первых русских святых приобрело характер националь-

ного культа, оно было связано с осуждением братоубийственных рас-

прей, с идеей сохранения единства Русской земли.

Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое во-

оруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Кон-

стантинополь во главе со своим сыном Владнмиром. Хотя поход

Владимира Ярославича и закончился поражением, Ярослав в 1051 г. воз-

водит на митрополичий престол русского священника Илариона.

В этот период борьба за самостоятельность охватывает все об-

ласти культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д.С.Лихачев

указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате воз-

никшего ннтереса к историческому прошлому родной земли и стремления

сохранить для будущих потомков значительные события своего времени.

Исследователь предлолагает, что в 30 - 40-е годы ХI в. по рас-

поряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных

исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет

"Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси". В

состав "Сказания" входили предания о крещении Ольги в Царьграде, о

смерти двух мучеников-варягов, об испытании вер Владимиром и его

крещении. Эти предания носили антивизантнйский характер. Так, в

сказании о крещении Ольги подчеркивалось превосходство русской

княгини над греческим императором. Ольга отвергла притязания им-

ператора на свою руку, ловко "переклюкав" (перехитрив) его.

Сказание утверждало, что русская княгиня не видела особой чести

в предлагаемом ей браке. В своих отношениях с греческим императором

Ольга проявляет чисто русскую смекалку, ум и находчивость. Она сох-

раняет чувство собственного достоинства, отстаивая честь родной зем-

ли.

Предание об испытанйи вер Владимиром подчеркивает, что христи-

анство было принято Русью в результате свободного выбора, а не

получено в качестве милостивого дара от греков.

В Киев, согласно этому преданию, являются посланцы различных

вер: магометанской, иудейской и христианской. Каждый из послов рас-

хваливает достоинства своей религии. Однако Владимир остроумно от-

вергает и мусульманскую, и иудейскую веры, поскольку они не соответ-

1 См.: Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историчес-

кое значение. М. - Л., 1947.

ствуют национальным традициям Русской земли. Остановив свой выбор на

христианстве, Владимир, прежде чем принять эту религию, отправляет

своих посланцев испытать, какая же вера лучше. Посланные воочию

убеждаются в красоте, пышности и великолепии церковного христиан-

ского богослужения, они доказывают князю преимущества православной

веры перед другими религиями, и Владимир окончательно останавливает

свой выбор на христианстве.

Д. С. Лихачев предполагает, что "Сказания о первоначальном

распространении христианства на Руси" были записаны книжниками киев-

ской митрополии при Софийском соборе.

Однако Константинополь не был согласен с назначением на мит-

рополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. на его месте видим

грека Ефрема), и "Сказания", носившие антивизантийский характер, не

получили здесь дальнейшего развития.

Центром русского просвещения, опозиционно настроенным против

митрополита-грека, с середины ХI в. становится Киево-Печерский

монастырь. Здесь в 70-х годах Х1 в. происходит оформление русской

летописи. Составитель летописи - Никон Великий. Он использовал

"Сказания о распространении христианства", дополнил их рядом устных

историческйх преданий, рассказами очевидцев, в частности воеводы

Вышаты, историческими сведениями о событиях современности и недавних

дней.

Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц -

пасхалий, составлявшихся в монастыре, Никон придал своему повес-

твованию формулу погодных записей - по "летам".

В созданный около 1073 г. "Первый Киево-Печерский свод" он

включил большое количество сказаний о первых русских князьях, их

походах на Царьград. Им же, по-видимому, была использована и Корсун-

ская легенда о походе Владимира Святославича в 933 г. на греческий

город Корсунь (Херсонес Таврический), после взятия которого Впадимир

потребовал себе в жены сестру греческих императоров Анну.

Благодаря этому свод 1073 г. приобрел резко выраженную ан-

тивизантийскую направленность. Никон придал летописи огромную

политическую остроту, историческую широту и небывалый патриотический

пафос, что и сделало это произведение выдающимся памятником древ-

нерусской культуры. Свод осуждал княжеские усобицы, подчеркивая

ведущую роль народа в защите Русской земли от внещних врагов.

Таким образом, "Первый Киево-Печерский свод" явился

выразителем идей и настроений средних и даже низших слоев феодаль-

ного общества. Отныне публицистичность, принципиальность, широта ис-

торического подхода, патриотический пафос становятся отличительными

чертами русской летописи.

После смерти Никона работа над летописью продолжалась в Ки-

ево-Печерском монастыре. Здесь велись погодные записи о текущих

событиях, которые затем были обработаны и объединены неизвестным ав-

тором во "Второй Киево-Печерский свод" 1095 г.

"Второй Киево-Печерский свод" продолжал пропаганду идей един-

ства Русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуж-

даются княжеские крамолы, а князья призываются к единству для сов-

местной борьбы со степными кочевниками-половцами. Составитель свода

ставит четкие публицистические задачи: воспитывать патриотизм,

примером прежних князей исправить нынешних.

Автор "Второго Киево-Печерского свода" широко привлекает рас-

сказы очевидцев событий, в частности рассказы сына Вышаты Яна. Сос-

тавитель свода использует также греческие исторические хроники, в

частности хронику Георгия Амартола, данные которой позволяют ему

включить историю Руси в общую цепь событий мировой истории.

"Повесть временных лет" создается в период, когда Киевская

Русь испытывает на себе наиболее сильные удары степных кочев-

ников-половцев, когда перед древнерусским обществом встал вопрос о

сплочении всех сил для борьбы со степью, с "полем" за землю Русскую,

которую "потом и кровью стяжали отцы и деды".

В 1098 г. великий киевский князь Святополк Изяславич примиря-

ется с Киево-Печерским монастырем: он начинает поддерживать ан-

тивизантийское направление деятельности монастыря и, понимая

политическое значение летописи, стремится взять под контроль

ведение летописания.

В интересах Святополка на основе "Второго Киево-Печерского