Отнюдь не идеальным правителем предстает и Ярослав: он готовится
вступить в борьбу с отцом, жестоко расправляется с новгородцами,
поднявшими восстание против насильников-варягов; проявляет
нерешительность в борьбе со Святополком, в панике готов бежать за
море после поражения. Далеко не в привлекательном виде предстает
Ярослав и в своей междоусобной борьбе со Мстиславом. Клятвопреступ-
никами по отношению к Всеславу Полоцкому являются сыновья Ярослава.
За властолюбие осуждается Святослав, изгнавший Изяслава и прельстив-
ший Всеволода. Осуждается летописцем Олег Черниговский, который
"земле Русьскей много зло створше, проливше кровь хрестьяньску".
Летописец выступает в роли проповедника-учителя: история - это
наглядный урок "нынешним князьям", поучительный пример современ-
никам. По-видимому, от античных авторов через Византию им был унас-
ледован принцип историков, сформулированный Цицероном: "Historia est
magistra vitae" - "История - учительница жизни".
История в "Повести временных лет" предстает в качестве по-
учения, данного не в виде общих сентенций, а в виде конкретных ярких
художественных сказаний, повестей, фрагментарных статей, положенных
"по ряду" "временных лет".
Летописец глубоко убежден в конечном торжестве добра и справед-
ливости, отождествляя добро и красоту. Он выступает в роли страс-
тного публициста, выражающего интересы всей Русской земли.
Язык "Повести временных лет" широко отражает устную разговор-
ную речь своего времени. Почти каждое известие, прежде чем оно было
записано летописцем, отложилось в устной речи. Прямая речь ис-
торических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С
речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические
переговоры, речи произносятся на вече, пиршествах. Они свидетель-
ствуют и необычайно выразительны. При этом летописец почти никогда
не прибегает к вымьшленным речам, - он всегда точен и строго фактог-
рафичен в передаче "речей" своих героев.
В летописи широко представлена специальная терминология; воен-
ная, охотничья, юридическая, церковная. Вырабатываются четкие,
выразительные, образные фразеологические сочетания, как, нап-
ример:"взять град копьем" - захватить город приступом, "сесть на
конь" - выступить в поход, "утереть поту" - вернуться с победой,
"есть хлеб деден" - княжить на столе предков, "целовать крест" -
давать клятву, "ввергнуть нож" - начать раздоры.
Часто летописец использует народные пословицы, поговорки: "По-
гибоша аки обре", "Беда, аки в Родне", "Русй есть веселье питье не
можем бес того быти".
Язык "Повести временных лет" свидетельствует о необычайно высо-
ком уровне развития культуры устной и письменной речи в ХI - ХIIвв..
ЗНАЧЕНИЕ "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ".
"Повесть временных лет" сыграла важную роль в развитии облас-
тных летописей и в создании общерусских летописных свсдов ХV - ХVI
вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая
собой историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и
Московского государства.
В литературе ХVIII-ХIХ вв. "Повесть временных лет" служила ис-
точником поэтических сюжетов и образов. Так, А. П. Сумароков, соз-
давая свои классицистические трагедии, обращался не к античным
сюжетам, а к событиям русской национальной истории (см. его трагедии
"Синав и Трувор", "Хорев"), Я. Б. Княжнин свою тираноборческую
трагедию "Вадим Новгородский" строит на материале летописи.
Большое место занимают образы Владимира, Святослава, Олега в
романтических "Думах" К.Ф. Рылеева, проникнутых пафосом свободолюби-
вых идей.
Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял
и передал А. С. Пушкин в "Песне о вещем Олеге". В летописях старался
он "угадать образ мыслей и язык тогдашних времен" для своей ис-
торической трагедии "Борис Годунов". Созданный поэтом величавый по
своей духовной красоте образ летописца Пимена явился, по словам
Ф. М. Достоевского, свидетельством "того мощного духа народной жиз-
ни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой прав-
ды" 1.
И в наши дни летопись не потеряла своего большого не только
историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продол-
жает служить воспитанию благородных патриотических идей, учит
глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.
1 Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877, 1880 и 1881 годы.
М. - Л., 1929, с. 385.
Список литературы:
1. "История древнерусской литературы", Кусков В.В., М.,
"Высшая школа", 1982
2. "Живая древняя Русь", Осётров Евг., М., "Просвещение", 1984
3. "Древняя Русь и Киев в летописных преданьях и легендах",
Котляр Н.Ф., К., "Наукова думка", 1986
4. "Великое наследие: Классические произведения литературы
Древней Руси", Лихачёв Д.С., М., 1980