А. Иванов.
Кому кого.
Совсем иная
Ты плакала легко во мне.
Себя однажды вспоминая,
Не думай плохо обо мне.
Борис Пуцыло.
41
Не ты во мне,
А ты – иная,
Иная, впрочем, не вполне, –
Себя однажды вспоминая,
Тебе нашла себя во мне.
Не я в тебе,
А ты, родная,
В моей запутанной судьбе,
Меня однажды вспоминая,
Себе нашла меня в тебе.
Ты плакала,
Ты мне внимала,
Моя твоя рвалась к себе.
Твоя моя не понимала,
Того, что я себя в тебе.
Косноязычно и занудно
Тянулись мысли в полусне …
И понял я:
Конечно трудно
Не думать плохо обо мне.
А. Иванов играет с формой стиха пародируемого автора, варьируя её до такой степени, что оригинал приобретает абсолютно абсурдное содержание. Поэтический образ, не совсем удачный с точки зрения Иванова, приобретает в тексте пародии буквальное значение. Намеренное воспроизведение нарушенной литературной нормы, заключающейся в отсутствии логической связи между ассоциантами, служит цели создания комического эффекта. Фраза «ты – во мне, себя однажды вспоминая –» обыгрывается в пародии в каждой строчке, в результате чего возникает ощущение полной бессмыслицы.
Подобное построение синтаксических конструкций («тебе нашла себя во мне») является одним из видов парадоксальной контаминации, которая
42
является одним из приёмов, составляющих такой конструктивный принцип ЯИ как «ассоциативная интеграция» [11, с. 19], заключающийся в формировании контекста восприятия слова путём совмещения значения и формы ассоциантов. Лингвистический механизм реализации данного принципа – контаминация, т.е. объединение языковых единиц в одну на основе их равноправного участия в формировании звуковой оболочки и значения гибрида.
Таким образом, А. Иванов обыгрывает ЯИ автора путём подключения своей ЯИ, основанной на том же принципе, (ассоциативная интеграция).
В результате исследования данных текстов пародии мы установили, что:
1) имитация может быть направлена на различные объекты, например, на стиль, жанр, ЯИ, словотворчество, содержание и т.д.;
2) в пародии наблюдается реализация различных конструктивных принципов ЯИ: ассоциативная интеграция, ассоциативное наложение, ассоциативное отождествление, ассоциативная выводимость, ассоциативная провокация, но все эти принципы накладываются на один, самый важный принцип, который определяет пародию как жанр – принцип имитации. Без имитации пародии нет.
43
§2. Комическая стилизация как частный приём имитационного принципа ЯИ в литературной пародии.
Описанные в §1объекты пародирования позволяют говорить о том, что имитация может иметь содержательный характер (доведение до абсурда неудачной тематики текста—образца) или формально-языковой (т.е. пародирование черт языка-оригинала). Одним из видов пародирования, совмещающих в себе имитацию содержания и формы планов текста-прототипа, является комическая стилизация.
В основе этого вида имитации лежит подражание стилю того или иного писателя (поэта) с выделением и гиперболизацией «комически» обыгрываемых характерологических примет этого стиля.
Направленность комической пародийной стилизации может быть различной, как критически ориентированной, так и юмористической.
В пародии М. Владимова основным приёмом имитации становится намеренное нарушение пародистом литературной нормы в образовании слов и форм слова.
Михаил Владимов.
Утечка взглядов.
взгляд пленило?
Что вместе там пленило их?
Или спокойно и лениво
Втекут назад в глаза двоих?
Римма Казакова.
Два взгляда шли навстречу сквером…
Мигнул второму первый взгляд—
Второй смутился перед первым
И моментально втёк назад!
Но первый взгляд пошёл с ним рядом…
44
Подмигивая через миг,
Он намигал—моя, вместе, рядом
Должны идти глаза двоих!
Читатель мой! Не зря, конечно,
Ты ждёшь счастливого конца:
Глаза горят их сосердечно,
Согласно бьются их сердца!
А я стихом тебя пленила?—
Узнать немедленно хочу, –
Не то обратно, нелениво
Всё всочиню и встрочу!
Средством комической стилизации становится обыгрывание словоформы втекут (ср. глагол «втекать» в значении «впадать»), по аналогии с которым создаётся в тексте пародии окказиональные глаголы «всочиню», «встрочу» а также имитация неудачных с точки зрения пародиста его инноваций подобного рода в разряде наречий (сосердечно, нелениво).
Т.о. основой ЯИ пародиста становится приём сознательного нарушения литературной нормы.
Примечателен в этом отношении следующий пример: пародия А. Иванова «Хлопцы и шекспиры».
А. Иванов.
Не надо, хлопцы, ждать шекспиров,
Шекспиры больше не придут.
Беритециркули, секиры,
Чините перья и за труд.
… Про Дездемону и Отелло
С фуфайкой ватной на плече.
М. Горденко.
Не надо, хлопцы, нам шекспиров,
Они мой вызывают гнев.
45
Не надо гениев, кумиров,
Ни просто «гениев», ни «евг».
Неужто не найдём поэта,
Не воспитаем молодца,
Чтоб сочинил он про Гамлета
И тень евонного отца!
Да мы, уж коль такое дело,
Не хуже тех, что в старину…
И мы напишем, как Отелло
Зазря прихлопнуло жену!
В двадцатом веке не с руки –
Все пишут нынче! Ноги в руки,
Точи секиру и секи.
Вот так навалимся всем миром,
Нам одиночки не нужны!
И станем все одним Шекспиром,
Не зря у нас усе равны!
А. Иванов пародирует стиль поэта, насыщенный разговорной лексикой и в то же время патетической, призывной интонацией. Неудачным пародист находит и обобщённый образ «шекспиры» по отношению к талантливым литераторам. Стилевое несоответствие
«… Про Дездемону и Отелло
С фуфайкой ватной на плече»
также находит отклик у пародиста.
Перечисление в одном однородном ряду слов «циркули, секиры» также не нравится Иванову.
Пародия А. Иванова строится во-первых, на повторе синтаксических конструкции автора, которые пародист вписывает в свой сюжет, доводя до
46
абсурда ту мысль, которую хотел передать автор; во-вторых, намеренное гиперболизированное стилевое несоответствие диалектных форм, употребляемых в одном контексте с именами шекспировских героев: « тень евонного отца», «все пишут нынче», «не зря у нас усе равны», а также намеренное изменение орфоэпической нормы в целях сохранения авторской рифмы: Неужто не найдём поэта,
Не воспитаем молодца,Чтоб сочинил он про Гамлета
Автор пародии намеренно изменяет родовую принадлежность имени Отелло (в пародии это слово среднего рода), что опят же показывает степень снижения пародистом авторского оригинала.
Т.о. основным приёмом имитации в данной пародии является намеренное использование диалектизмов, необходимое для разоблачения исходного стихотворения.
Стилистическая ошибка автора (немотивированное употребление в одном стиле языковых средств, наиболее типичных для другого стиля, в данном случае, разговорного) становится объектом осмеяния пародистом.
А. Мурай.
Изящный слог.
Ну а всё-таки, я, видимо, старею,
Вот ещё немного вытяну и – ша!
Израсходуется, словно батарея,
Эта самая … которая душа.
Н. Старшинов.
Утром на столе раскрыв тетради,
Мыслью отрешась от чепухи,
Я люблю писать, в окошко глядя,
Стихи.
47
… Только аришки, бывает, огорчают.
Вот недавно поползла молва,
Будто среди строк моих гуляют
Лишние … ну как они … слова.
Основной приём имитации в этой пародии – тиражирование однотипных стилевых ошибок на фоне вновь выстроенного комического сюжета.
В пародии А. Иванова «Стоеросовый дубок» имитация как конструктивный принцип ЯИ будет реализовываться с помощью приёма нанизывания словообразовательных конструкций по аналогии со словообразовательной игрой автора пародируемого текста.
А. Иванов.
Стоеросовый дубок.
… днём весенним таким
жаворонистым,
я на счастье пожалован был.
Колоколило небо высокое …
возле деда я выстоял год.
Владимир Гордейчев.
Лягушатило пруд захудалистый,
Булькатела гармонь у ворот,
По деревне, с утра наливалистый,
Дотемна гуливанил народ.
В луже хрюкало свинство щетинисто,
Стадо выместопёрло с лугов
Пастушок загинал матерщинисто,
Аж испужно шатало коров.
И стихи горлопанил им вслед.
На меня близоручил мигалисто
Мой родной глухоманистый дед.
48
-- Хорошо, – бормотал он гундосово,
Ощербатя беззубистый рот, –
Только оченно уж стоеросово
Да иначе и быть не могёт.
В исходном тексте мы видим огромное количество авторских окказионализмов. Это вызывает насмешку пародиста и стремление ещё более растиражировать подобные словообразовательные «шедевры».
Также не случайно пародист даёт пародии такое название: «Стоеросовый дубок». Словарь Ожегова даёт нам такое толкование этого оброта: (прост., бран.)—о глупом, тупом человеке, дубина стоеросовая или болван. Вся пародия изначально воспринимается в контексте значения этого словосочетания.
А. Иванов создаёт свои окказионализмы, используя те же словообразовательные модели, что и автор стихотворения. Но при этом вместо идиллического описания природы, как у Вл. Гордейчева, породист воссоздает реальную, лишённую всякой романтики, картину деревенского быта: