Следствием скрещивания этих двух процессов, т. е. превращения мира в картину, а человека в субъект, является характерное для Нового времени превращение науки о мире в науку о человеке, то есть в антропологию, понимаемую как такое философское истолкование человека, «когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку»[8]. С этим связано и возникновение с конца XVIII века слова «мировоззрение» как обозначения позиции человека посреди сущего, «когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета»[9].
В первой главе "Языковая картина мира. Определение. Общие и частные характеристики"
рассматривается картина мира как основной элемент мировидения человека, ее основные характеристи-
ки и процесс формирования языковой картины мира
Феномен, именуемый "картина мира", является таким же древним, как и сам человек. Создание пер-
вых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее реалия,
называемая термином "картина мира", стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в не-
давнее время.
Настоятельная потребность в выдвижении понятия "картина мира" в различных сферах человече-
ской деятельности возникает обычно в двух случаях: при необходимости осмыслить ситуацию полива-
риантности сосуществующих в этой области позиций и ситуацию последовательно сменяющих друг
друга парадигм. Как первый, так и второй случай могут опираться на источники двух типов: на описа-
ния, произведенные изнутри общества, имеющего эту картину мира ("самоописание") и на "иноописа-
ния", произведенные внешними наблюдателями [Раевский 1995: 209].
Наиболее адекватным пониманием картины мира представляется определение ее как исходного гло-
бального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные
свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности чело-
века [Рассел 1997: 143]. Картина мира предстает при такой трактовке как субъективный образ объек-
тивной реальности и входит, следовательно, в класс идеального, которое, не перес-тавая быть образом
реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.
Картина мира заключает в себе глобальный образ мира. С семиологической точки зрения во всяком
образе как семиотическом объекте можно выделить его содержание и форму, содержательные свойства
и формальные. Рассмотрим сначала содержательные (сущностные) свойс-тва картины мира, а затем
формальные, учитывая при этом некоторые дополнительные аспекты характеристики свойств картины
мира.
Исходным пунктом для понимания природы и сущностных свойств картины мира является тот
факт, что она представляет собой создаваемый человеком субъективный образ объективной реальности.
Мир бесконечен, а человек конечен и ограничен в своих возможностях миропостижения. Любая карти-
на мира, создаваемая за счет видения мира через определенные интерпретационные призмы, всегда с
неизбежностью содержит черты человеческой субъективности, специфичности. Картина мира составля-
ет ядро мировидения человека и несет в себе его основные свойства.
Базисное свойство картины мира как ядра мировоззрения заключается в ее космологической ори-
ентированности (она есть глобальный образ мира) при одновременной антропоморфичности (она не-
сет в себе черты специфически человеческого способа миропостижения)
[Леви-Строс 1995: 347].
Картина мира есть исходный элемент мировоззрения человека, а не только его мировидения, для
нее характерна облигаторность действия при одновременно полуосознаваемом характере.
Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для
субъекта этой картины. Картина мира рассматривается ее носителями не как картина и осознается не
как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира. Образ мира воспри-
нимается в картине мира как сама реальность.
Картина мира представляет собой диалектическое единство статики и динамики, стабильности и
изменчивости. В этом синтезе вневременности и конкретной историчности облика и заключается ос-
новной парадокс, связанный с картиной мира. Для выполнения своих функций регулятора жизнедея-
тельности человека картина мира должна совмещать и стабильность, и динамичность. Стабильность –
одно из существенных свойств картины мира. Если же рассматривать картину мира во всей ее полноте,
как образ мира, который все время уточняется и конк-ретизируется в процессе человеческой жизнедея- тельности, то, очевидно, следует признать, что картина мира не вечна даже в пределах жизни одного
человека. Она постоянно корректируется, дополняется, уточняется по мере накопления опыта и знаний
конкретным индивидом и социумом в целом.
Картина мира являет собой синтез двух противоположностей: конечного и бесконечного. Человече-
ский жизненный опыт конечен, а мир, образ которого формируется у человека в процессе этого опыта,
бесконечен. Общение конечного человека с бесконечным миром имеет своим результатом выработку
образа мира, соединяющего в себе обе эти черты. По мере исторического движения человечества образ
мира становится во многих чертах все определеннее.
Рассмотрим некоторые формальные свойства картины мира. Картина мира является регулятивом
самого широкого действия, и ее многие структурно-субстанциональные особенности в значительной
степени определяются этим обстоятельством.
Чтобы реалистично изобразить имеющееся глобальное при локализации средств, субъект картины
мира, очевидно, должен оставить ее как бы не дорисованной до конца. При всей своей ориентированно-
сти на системность, картина мира есть всегда во всех своих деталях незаконченное изображение, не до-
рисованный до конца эскиз. Картина должна иметь лакуны. Наличие в картине лакун не есть недорабо-
танность картины мира, а следствие особенностей мира и человека. Мир бесконечен и загадочен для че-
ловека, а человек конечен и ограничен в своих познавательных возможностях.
Хотя картина мира имеет тяготение к панорамному представлению реальности, широте и много-
мерности, она должна иметь свой предел сложности, свой допустимый предел детализируемости в ин-
дивидуализированном представлении изображаемого в сознании человека, в котором может быть про-
яснена часть наличествующей у него картины мира.
При исследовании проблемы отражения картины мира в человеческом языке обычно исходят из
простой триады: окружающая действительность, отражение этой действительности в мозгу человека и выражение результатов этого отражения в языке. При этом заведомо предполагается, что человек отра-
жает эту действительность правильно, и так же правильно эта действительность отражается в языке.
На самом деле все эти процессы выглядят значительно сложнее. Прежде всего, следует заметить,
что человек никогда не в состоянии отразить окружающий мир во всем его многообразии, целиком и
полностью. Познание окружающего мира – всегда процесс, иногда довольно длительный. Структура
познавательного аппарата человека не приспособлена к тому, чтобы сразу и полностью воспроизвести в
идеальной форме объект во всей сложности.
Другая особенность процесса познания состоит в том, что результаты познания человеком окру-
жающего мира никогда не находятся на одном и том же уровне. Здесь существует масса всяких града-
ций, которые могут зависеть от возраста, наличия жизненного опыта, области, в которой человек рабо-
тает, профессии, уровня образования, способнос-тей к восприятию чего-либо, а также многих других
причин и факторов.
Общение между индивидуумами становится возможным в том случае, если в языковых знаках и
знаковых структурах выработаны всеобщие значимости. Это означает, что какие-то общности в языке
находятся как бы над уровнями конкретного познания окружающего мира. В роли таких общностей вы-
ступают общие значения слов. Дело в том, что отдельное употребление слова в речи отнюдь не является
его исчерпывающей характеристикой. Оно, скорее, играет роль возбудителя. Оно возбуждает у собе- седника некоторую сумму самых общих дифференциальных признаков, дающих возможность собесед-
нику опоз-нать предмет, о котором идет речь.
Обозначение как форма отношения слова к действительности выс-тупает в специфической форме, в
форме названия. Звуковая сторона слова является той материальной, чувственно воспринимаемой осно-
вой, благодаря которой слово становится сигналом второй сигнальной системы и тесно связывается с
функцией отражения действительности [Галкина-Федорук 1996: 113].
Отражать явления окружающего мира и их закономерные связи способен только человеческий
мозг. Результаты его познавательной работы закрепляются в понятиях. Звуковой комплекс сам по себе
ничего не отражает.
Звуковой комплекс произносится с той целью, чтобы слушающий опознал обозначенный данным
звуковым комплексом предмет или его признак (качественный или процессуальный). Совершенно ясно,
что для осуществления этой цели нет никакой необходимости воспроизводить всю сумму сведений о
данном предмете, которая может быть в сознании слушающего. Смысл обозначения заключается в том,
чтобы слушающий опознал предмет по какому-то минимуму дифференциальных признаков. Однако он
никогда ничего не мог бы понять, если бы звуковой комплекс не имел значения. Значение, которое все-