Правовые нормы конституируются как на основе первичной правовой коммуникации "субъект права - правовой текст" (уровень правовой семантики), так и на основе социально-правовой легитимации текстуальных правил в процессе их социального функционирования в рамках "вторичной", межсубъектной правовой коммуникации (уровень правовой прагматики). При этом легитимация правовых текстов осуществляется не столько на рациональном, сколько на иррациональном уровне.
Итак, в рамках обозначенного подхода сами правовые нормы не являются правовыми текстами, если под текстами понимать систему знаков, т.е. систему материальных предметов, воспроизводящих свойства, отношения некоторых других предметов (что не исключает, как было отмечено, их вторичной текстуальной интерпретации в качестве вторичных правовых текстов в практике межсубъектного правового поведения). Этим объясняется принципиальная несводимость правовой нормы к правовому тексту и ее интегративное свойство, позволяющее объединять семантические значения нескольких правовых текстов, создавая интертекст. Поскольку любой правовой текст существует в социальном контексте, возникает проблема интерпретации правовых текстов, и, таким образом, вычленяется проблема метатекста.
Текст правового документа, как известно, имеет три основные составляющие: языковую, логическую и структурную. Языковая составляющая текста закона связана с лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями языка правовых актов. Логическая составляющая предполагает использование в тексте правового акта законов формальной логики: тождества, непротиворечия, достаточного основания и исключенного третьего.
Точная реализация законодателем требований к вышеназванным составляющим обеспечивает правильность текста правового акта.
Правильность текста правового акта — это соблюдение системы норм, связанных с надлежащим использованием языковых, стилистических, логических, структурных и прагматических (целевых) характеристик конкретных текстов.
Если воля законодателя получила исчерпывающее, адекватное выражение, требования к языку правовых актов соблюдены, структура строго определена, текст правового акта официально опубликован, то акт правовой коммуникации можно считать завершенным.
Текст является коммуникативной единицей, посредством которой осуществляется общение. Текст обладает экстра- и интралингвистическими параметрами.
Порождение текста, и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях.
Текст отражает некое коммуникативное событие, поэтому выявление единиц текста и их иерархии в общей структуре текста помогает вскрыть сущностные характеристики текста – содержательные, функциональные, коммуникативные. Для речевой организации текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы.
Текст всегда продукт первичной коммуникативной деятельности автора и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата. Любой текст рассчитан на чье-либо восприятие. Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации; с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью; текст можно рассматривать с позиций прагматических.
Различают четыре системных признака текста: информативность, структурность, регулятивность, интегративность
Прагматика текста — один из аспектов текста, фиксирующий отношения между текстом и субъектами текстовой деятельности (т.е. адресантом-автором и адресатом-читателем).
Деловой стиль отражает социально-ролевое общение и ориентирован на констатацию фактов и на предписание адресату.
Правовая коммуникация — это проходящий в правовой сфере общественной жизни процесс передачи правовой информации от правотворческого органа к правоприменителю.
Референция юридического текста — это содержание сообщения (правовой нормы). Референция определяет, к какой отрасли права соответствующая норма относится, и какие отношения она регулирует.
В прагматику включаются вопросы, связанные с субъектом (автором текста), адресатом (читателем) и - главное - с их взаимодействием в акте коммуникации.
Субъект речи (автор текста) определяет:
цели и задачи сообщения;
тип речевого поведения;
отношение к сообщаемому, его оценку;
акценты при конструировании текста сообщения.
Адресат речи (читатель текста) выполняет следующую роль:
интерпретирует текст, в том числе косвенные и скрытые смыслы;
испытывает воздействие - интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое.
Субъектом законодательных актов является государство, адресатом - та всегда является общество, в частности отдельные его слои: врачи, беженцы, работники образования и т.д.
Текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
Целостность и связность – это основные конструктивные признаки текста, которые отражают содержательную и структурную сущность текста.
Значит, понятие цельности текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации, а понятие связности - к форме, структурной организации.
Цельность и связанность юридического текста обеспечивается за счет вводных слов, союзов, указательных прилагательных, которые обеспечивают формальную зависимость компонентов текста.
Правовой текст может быть интерпретирован как коммуникативно-познавательная единица, без которой право существовать не может. Право в этом аспекте предстает как порядок коммуникативных отношений, возникающих на основе нормативно-правовой интерпретации различных правовых текстов, имеющих как вербальный, так и невербальный характер.
В работе были исследованы тексты законодательного подстиля официально-делового стиля, а именно:
декрет, касающийся условий приема на работу временных работников
постановление о статусе беженцев
закон о защите интеллектуальной собственности
Постановление о регистрации медицинских профессий
закон о государственном бюджете
Юридические тексты имеют строго организованную структуру. В начале юридических текстов указаны общие положения (преамбула), которые устанавливают цели и задачи последующего текста документа, а также его обоснование.
LesHautesPartiescontractantes, сonsidérantquelaChartedesNationsUniesetlaDéclarationontaffirmé ceprincipequeles êtreshumainsdoiventjouirdesdroitsdel'hommeetdeslibertésfondamentales, соnsidérantqu'ilestdésirablederéviseretdecodifierlesaccordsinternationauxantérieursrelatifsaustatutdesréfugiésetd'étendrel'applicationdecesinstrumentsetlaprotectionqu'ilsconstituentpourlesréfugiésaumoyend'unnouvelaccord, sontconvenuesdesdispositionsci-après: (LaconventiondeGenèvedu 28 juillet 1951 (с.1) – Договаривающиеся стороны, основываясь на том, что Устав Организации Объединенных Наций и Декларация утвердили тот принцип, что человек должен пользоваться правами человека и фундаментальными свободами, основываясь на том, что желательно было бы пересмотреть и систематизировать предшествующие международные соглашения относящиеся к статус беженцев и способствовать распространению применения этих средств и защиты, которые они создают для беженцев посредством нового соглашения, относящиеся к статусу беженцев, обусловили положения ниже
Цель - étendrel'applicationdecesinstrumentsetlaprotectionqu'ilsconstituentpourlesréfugiés (способствовать распространению применения этих средств и защиты, которые они создают для беженцев)
Задачи представлены следующим образом: les êtreshumainsdoiventjouirdesdroitsdel'hommeetdeslibertésfondamentales (люди должны пользоваться правами человека и фундаментальными свободами); réviseretdecodifierlesaccordsinternationauxantérieursrelatifsaustatutdesréfugiés (пересмотреть и систематизировать предшествующие международные соглашения)
Vulaloin° 84-16 du 11 janvier 1984 modifiéeportantdispositionsstatutairesrelatives à lafonctionpubliquedel'Etat, etnotammentsonarticle 6; (Décretn°87-889 du 29 octobre 1987 relatifauxconditionsderecrutementetd'emploidevacatairespourl'enseignementsupérieur (с.1)) (Учитывая изменения в законе №°84-16 от 11 января 1984, содержащем уставные положения, относящиеся к служащим государственного аппарата, а именно его статья 6;) В этом предложении дается обоснование, т.е. то, что послужило обоснованием для создания документа
Основной текст закона раскрывает заявленные в преамбуле цели и задачи. Название статей (Article) закона зависит от темы, затронутой в нем. Так в «постановлении о защите беженцев» названия глав касаются социальной сферы жизни людей, в частности беженцев: Article 1er - Définitionduterme «réfugié» (статья 1 – определение термина «беженец»); Article 2 - Obligationsgénérales (статья2 – общие обязанности); Article 3 - Non-discrimination (статья 3 – отсутствие дискриминации); Article 4 – Religion (статья 4 – религия);Article 13 - Propriété mobilièreetimmobilière(статья 13 – движимое и недвижимое имущество) ; Article 17 - Professionssalariées (статья 17 – наемные профессии); Article 21 – Logement (статья21 – жилье); Article 26 Liberté decirculation (статья 26 свобода передвижения)Article 32 – Expulsion (статья 32 – высылка)
Однако не в каждом законодательном акте статьи имеют название. Наличие или отсутствие названий статей зависит от типа документа. Так законы, декреты, постановления не имеют названий статей (Article 3, Article 4, Article 5), а соглашения имеют названия статей (Article 39 - Signature, ratificationetadhésion (Статья 39 - Подпись, ратификация и вступление), Article 40 - Claused'applicationterritoriale (Статья 40 - Условие территориального применения), Article 29 - Chargesfiscales (Статьи 29 - Налоговые расходы)).