Смекни!
smekni.com

Язык речь слово в духовной литературе размышления педагога-словесника (стр. 5 из 5)

Соотносительной с риторикой наукой была также логика (по-старинному диалектика), обучающая правильно мыслить, честно искать истину. Логика существует безотносительно к характеру оратора и аудитории, предполагая объективность доказательства. Разница между логикой и риторикой выразительно демонстрируется тем, что в риторике в целях убеждения действует не только логическое доказательство (по М.В.Ломоносову, иного человека нельзя убедить, "когда другое мнение в его уме вкоренилось",[27] но весь комплекс обстоятельств, сопутствующих речи (образ оратора и аудитории, отношения между ними, эмоция, композиция, стиль речи и т.д.).

Для современного духовного образования наибольшую необходимость представляет риторика, понимаемая не вульгарно (как ложное пустословие или многоглаголание), а научно, в соответствии с классической отечественной традицией. Эта традиция, вместившая идеи русского духовного красноречия (особая неразработанная тема), предполагает следующее понимание риторики:

1) Риторика – теория и искусство речи (а всякому человеку требуется определенное умение, техническая "выучка" (Цицерон), практической "ловкость" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения);

2) Риторика – "искусство мыслить". Обучение речи (языку, слову) невозможно без одновременного обучения мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как науки и искусства реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, с приходом христианства меняется философская основа речи. Вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий.

3) Риторика – Теория и практика совершенной речи и: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Каждый из авторов искал свои эпитеты в названии речевых дисциплин. Все эти "человеческие" качества речи терпели критику, т.к. всякая речь может быть обращена, что называется, "во зло"… Поэтому ограничены определения риторики как только теории "красноречия" (к красивой речи люди относятся с недоверием), или "убеждения" (спрашивают: как оно соединяется с нравственностью?), или "эффективности" речи (эффект - это хорошо, но для чего?). Поэтому в соответствии со стремлением человека к совершенному Божественному Слову предпочитаем назвать риторику учением о совершенной речи. И в этом положительном смысле тогда могут быть рассмотрены и определения риторики как науки или искусства убедительной, эффективной, подлинно украшенной, уместной и целесообразной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности, поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволит воспитать такого человека, для которого его язык (слово, уста) станут подлинной "стеной" и "защитой".

Список литературы

1. Слово о человеце. // Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 1998. – С.138.

2. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. – Спб,, 1834. – С. 1.

3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Рассуждение о человеческом слове в сравнении со Словом Божиим. // Язык мой – враг мой. – М., 1999. – С. 7.

4. Молитвослов. Молитвы на всякую потребу. – Спб., 1998. – С. 124.

5. Цветник духовный. Назидательные мысли и обрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. В двух частях. М., 1909. – М., 1992. – Ч. 2, с. 141.

6. Архиепископ Сергий Пражский. О подвиге общения. New Jork, 1981. – С. 4.

7. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979. – С. 20-36.

Аристотель. Риторика. //Античные риторики. Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978. – С. 29.

8. Там же. – С. 43.

9. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Седьмых Рождественских чтениях. –М., 1999. С. 4-5.

10. Там же, с. 3.

11. Святой Василий Великий. Духовные наставления. – М., 1998. – С. 95.

12. Там же. – С. 95.

13. Там же. – С. 95.

14. Аввы Исаака Сирина. Слова подвижнические. М., 1993. – С. 39.

15. Лествица добродетелей. Уроки христианского усовершенствования, по руководству "Лествицы" преподобного отца нашего Иоанна, игумена синайской горы, Лествичника. – М., 1996. – С.32-33.

16. Аввы Исаака Сирина. Слова подвижнические… – С. 294.

17. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Репринтное издание. М., 1991. – С. 128.

18. Семенов В.В. Древняя русская пчела по пергаменному списку. – Спб., 1893. – С 135, 154.

19. Подробный анализ этих слов с примерами из древнерусских текстов см. в кн.: Аннушкин В.И. История русской риторики. – М., 1998. – С. 18-32.

20. Язык мой – враг мой. – М., 1999. – С. 48.

21. Там же. – С. 40.

Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972. С.

22. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. Спб., 1844. – С. 1.

23. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС, М._Л., 1951. – Т. VII. – С. 176.

24. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. – Спб., 1834. – С. 3.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС, М._Л., 1951. – Т. VII. – С. 166.