Смекни!
smekni.com

Город как объект семиотического анализа (стр. 2 из 5)

Известный российский учёный-лингвист, академии В.Н. Топоров предложил балто-славянскую гипотезу происхождения гидронима. Он предположил, что компонент «-ва» нельзя рассматривать только как часть нарицательного слова «москы», его окончания, появлявшегося при склонении. Он обратил внимание на то, что наименование рек элементом «-ва» известны в самой непосредственной близости от столицы – к западу от Москвы, в Верхнем Поднепровье и в Прибалтике. В бассейне Оки известны такие гидронимы, как нигва, Коштва, Измоства, Протва (Поротва), Хотва, Локнава и другие. По мнению Топорова, это даёт основание сблизить гидроним Москва именно со словами из балтийский языков. В отношении элемента «моск-» отмечается, что последний согласный звук этого корня обладает широким набором вариаций – как в балтийский языках, так и в славянских (в русском это – моСК, моЗГ (моЖ), моЩ (моСТ); в балтийских — maSK, maZG, maST, maK). Эти группы вариантов и в русском, и в балтийских языках связаны с понятием «жидкий», «мягкий», «клякотный». Таким образом, по версии Топорова, название Москва следует связывать с широким кругом значений, которые могли быть реальным признаком реки – с представлениями о чём-то жидком, мокром, топком, слякотном, вязком. То есть, топоним Москва-река можно «переводить» примерно как «слякотная река», «река с топкими берегами». Согласно географическим данным, такой она и в самом деле была в своих верховьях (истоком Москвы-реки служит Старьковское болото на Смоленско-Московской возвышенности).

Существует также версия, согласно которой в названии Москвы-реки запечатлелись имена библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета, и его жены Квы – потомками Мосоха по библейской легенде были заселены земли от Вислы до Белого озера. Связана эта версия с известной средневековой теорией монаха Филофея «Москва — Третий Рим»: «Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Черное море, над Доном и Волгою рекою… И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде…».

По-своему объясняет происхождение топонима народная этимология, которую часто пытаются осмыслить и интерпретировать поэты и писатели, придавая её форму поэтических легенд, сказаний. Советский писатель Д.И. Ерёмин в книге «Кремлёвский холм» пишет:

«...Постаревший и облысевший Илья Муромец, некогда могучий богатырь и гроза ворогов земли русской, возвращается из Киева домой. В пути его настигает смерть. Илью Муромца хоронят в высоком кургане на берегу большой реки. И тут из кургана слышатся слова:

Будто вздох прошел: «надо мощь ковать!»

И второй дошел — только «мощь кова..».

И третий раз дошел — только «Мос...кова».

Так и стала зваться река: Москва».

3. Символы города.

3.1. Герб Москвы.

Московский герб как геральдическое изображение окончательно сложился лишь в правление Иоанна III (1462-1505). До этого времени эмблемы местных правителей отмечались многообразием. На печати великого князя Дмитрия Ивановича Долгорукого впервые встречается изображение всадника поражающего копьем дракона или змея. Среди символов московских князей были и пеший витязь, поражающий дракона (на монетах Иоанна II), и конный ловчий с соколом в руке, и всадник с копьем в руке (на монетах и печатях Василия I), и всадник-мечник с поднятой над головой саблей, и, наконец, уже всадник, поражающий дракона (на монетах Василия II), которого Иоанн III и перенес на государственную печать.

По древнерусским понятиям значение этого гербового всадника трактовалось двояко. С одной стороны, он представлял собой государя на коне, торжествующего над противогосударственным злом, которое олицетворял змий или дракон. Так, летопись говорит, что при Иоанне IV в 1536 году учинено было знамя на деньгах: «Великий князь на коне и имея копье в руце, и оттоле прозвашася деньги копейныя». С другой стороны, уже с древних времен эмблема государя стала сливаться в Москве с иконографическим изображением Георгия Победоносца, который особо почитался на Руси. Георгий Победоносец олицетворял священную храбрость и победу. Хотя всадник на гербе уже давно ассоциировался с Георгием Победоносцем, только с XVIII веке он был переименован в святого Георгия, и в 1730, 1781 и 1883годах эта эмблема официально утверждалась в качестве московского герба. Согласно описанию 1856 года, он представлял собой червленый щит, на котором изображен «святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью золотою бахромою, серебряными крыльями, дракона, золотым, с осмиконечным крестом наверху копьем».

С перенесением столицы в Москву из Петрограда после 1917 года возникла необходимость замены герба, так как изображение на гербе символа монархической власти в облике христианского святого было несовместимо с советской идеологией. В 1924 году Президиумом Моссовета был утверждён герб с изображением обелиска Свободы скульптора Н.А. Андреева на фоне Красной звезды, серпа и молота, зубчатого колеса с надписью «РСФСР», наковальни и ленты в надписью «Московский совет раб., кр. и кр. деп.» (Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). Однако новая символика не соответствовала облику города, и в конце 30-х годов герб вышел из употребления. Его изображение сохранилось на решетке Большого Каменного моста и на доме 15 по Поварской улице (здание Верховного суда).

В начале 90-х годов Москва возвращается к своему историческому гербу. В соответствии с Уставом города Москвы, принятым Московской городской Думой в 1995 году, «гербом города Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника – Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем чёрного Змия».

Главный элемент герба Москвы – Святой Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем Змия – стал основой для многих видов московской символики. Эта композиция помещается на печатях и бланках органов исполнительной власти Москвы, на нагрудных должностных знаках «Муниципальная платная парковка», на жетонах миграционной службы Москвы и т.д. Святой Георгий Победоносец присутствует на знаке «Почетный гражданин города Москвы», является одним из элементов должностного знака мэра города Москвы. Изображение Святого Георгия можно также увидеть на медали «В память 850-летия Москвы».

Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы – флаге города. В Уставе города Москвы сказано: «Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба - Святого Георгия Победоносца».

3.2 Красная площадь.

Красная площадь – один из известнейших символов Москвы и одна из главных её достопримечательностей – на протяжении своей истории претерпела ряд изменений как с точки зрения ансамбля составляющих её сооружений, так и в отношении её роли в жизни города.

Изначально под стенами Московского Кремля с его северо-восточной стороны находилось жилое предместье – посад с пристанями и торгом. В конце XI века на московском посаде в непосредственной близости от стен Кремля разразился сильнейший пожар, во время которого выгорели почти все постройки. В народе это место еще долго называли Пожаром. В 1534 – 1538 годах посад был укреплен мощными оборонительными сооружениями – земляным валом и каменными стенами. Эта новая крепость получила название Китай-города. Важнейшей частью Китай-города стала торговая площадь на Пожаре. Название Красной, то есть красивой, она получила только в XVII веке, и в 1688 году это название было закреплено особым царским указом. Границы площади очерчивались с запада кремлевской стеной и рвом перед ней, с востока – Торгом, с севера ее ограничивали Воскресенские ворота, а с юга – небольшой холм, на котором в XVI веке был возведен знаменитый собор Покрова на рву.

Древнейшим сооружением на Красной площади было так называемое Лобное место, установленное на крестце (развилке) против Спасской башни Кремля. Впервые оно упоминается в 1547 году. Первоначально Лобное место имело вид деревянного помоста, с которого оглашались царские указы. В 1597–1598 годах оно было перестроено в камне. Появление первой особы государства на Лобном месте было явлением обычным. Но иногда причиной тому становились события экстраординарные. Так, например, имеются сведения, что во время городских волнений в 1648 году царь Алексей Михайлович выходил на Лобное место, пытаясь успокоить разбушевавшийся народ и заступиться за своего воспитателя боярина Бориса Морозова. В мирное же время государь часто принимал участие в разного рода религиозных обрядах, сопровождавшихся многолюдными шествиями. Лобное место окутывал фимиам святости. Нередко на нём выставлялись чудотворные мощи русских православных святых. С Лобным местом связан миф, согласно которому оно являлось местом казни, однако казни на самом Лобном месте никогда не проводились. В средневековой Москве они совершались, как правило, в Замоскворечье, на Болоте (нынешняя Болотная набережная), и только в особенно важных случаях — на Красной площади. Но казнили именно возле Лобного места, у подножия символа власти и праведного суда. Со временем Красная площадь стала местом публичных наказаний. Именным государевым указом 1685 года повелевалось чинить торговые казни “за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов”.

Одним из первых крупных сооружений, поставленных на посаде и ставших важнейшей архитектурной доминантой площади, стал Покровский собор, сооружённый в 1555–1561 годах по заказу царя Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством. В том, что столь значительное сооружение было возведено не в Кремле, а на посаде, выразилась нелюбовь царя к боярской аристократии. Покровский собор представляет собой девять самостоятельных церквей, поставленных на едином основании. Изначально в архитектуре собора была заложена идея храма-города, или Небесного Иерусалима, что и обусловило его сложное композиционное построение. Зодчие Барма и Постник, строившие собор, поставили перед собой задачу вписать храм в ансамбль площади, юго-западную сторону которой ограничивала кремлевская стена. Они основали композиционную связь Покровского собора с Кремлем на сходстве башнеобразных приделов с крепостными башнями. В 1588 в северо-восточном углу Покровского собора над могилой московского юродивого Василия Блаженного возвели еще один придел. Его название постепенно перешло на весь собор, который больше известен как собор Василия Блаженного. В XVII веке строгий облик храма претерпел существенные изменения; декоративные детали, дополнившие архитектуру собора, вновь оказались созвучными надстроенным в это же время башням Кремля, которые были увенчаны шатрами и украшены многочисленными декоративными деталями. В конце XVI века противоположная Кремлю сторона площади была ограничена рядом выстроенных здесь каменных лавок. Теперь площадь делилась на три части: с юга, между Покровским собором и Москвой-рекой находились постройки, связанные с пристанью и перевозом. С северной стороны располагались административные учреждения, а также царский зверинец и аптекарские огороды. Центр Красной площади предназначался для проведения торжественных религиозных церемоний. На протяжении XVII века правительство неоднократно издавало указы, запрещавшие на площади торговлю с рук и лотков, в которых выразилась тенденция превратить Красную площадь в официальную парадную площадь столицы.