- Битов как представитель поколения “шестидесятников”, стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции.
- Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма.
3. Композиция романа “Пушкинский дом”. Роль примечаний. Цель: выявить особенности композиции романа и рассмотреть роль к композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа (предисловие, “Курсив мой – А.Б”, главы, примечания), попытаться выяснить цель такого деления; Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении.
4. Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма. Цель: научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций.
- Ввести термины “цитата”, “аллюзия”, “реминисценция”.
- Поиск их в тексте, определение происхождения.
- Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма.
5. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар. Цель: определить особенности постмодернистского героя.
- Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта.
- Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями.
6. Автор – личность и автор – повествователь в романе. Цель: Определить особенности субъекта повествования.
- Ввести понятие “субъект повествования” и его виды.
- Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение.
7. Роман “Пушкинский дом” как обличение симуляции реальности. Цель: Определить основное идейное наполнение романа.
- Какую идею выражают все основные художественные средства: композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д.
8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом “Омон Ра”. Цель: познакомить учащихся с основными произведениями ипринципами творчества В.Пелевина.
- О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия.
- Романы Пелевина “Чапаев и Пустота”, “Жизнь насекомых”, “Поколение П”. Обзор. Пелевин – представитель поп-арта.
- Роман “Омон Ра”.
9. Композиция романа. Роль второй главы. Цель: выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе.
10. Главный герой романа “Омон Ра”. Цель: Выявить особенности героя романа.
- Детство героя, его воспоминания.
- Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя.
- Философские проблемы, затронутые автором.
- Соотношение автора и героя повествования.
11. Роль и значение имен и названий в романе. Цель: Поиск и определение роли номинаций в тексте.
- Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций.
12. Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель: познакомиться с одной из ветвей постмодернизма – соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте.
- С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении. После – практическая работа с текстом.
13. Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель: выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе.
- Буддизм как восточная философия. Доклад.
- Мировоззрение главного героя.
- Роль буддизма в романе.
14. Роман В.Пелевина – многоуровневое произведение. Цель: поиск и обсуждение разных уровней повествования.
- Внешний, фабульный уровень.
- Аллюзийный уровень
- Уровень философских вопросов.
15. Современная поэзия(Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров). Цель: познакомить с основными направлениями современной поэзии.
- Ввести термин “концептуализм”.
- Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством.
- Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества.
16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. Цель: подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве.
- Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства.
17. Заключительная игра “Постмодерн-пикчерз” представляет…” Цель игры: повторить пройденный материал, развить творческие способности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой. Важно заранее организовать и настроить команды, продумать задания.
Планы семинарских занятий факультатива.
Проблема героя в произведении. Персонажи-функции.
План:
1. Первый вариант героя и его семьи.
2. Второй вариант героя и цель введения его автором.
3. Лева Одоевцев в системе образов романа. “Середина контраста”.
4. Персонажи-функции как черта постмодернизма.
5. Особенности постмодернистского героя.
Литература:
1) Лавров В. Три романа А.Битова или воспоминания о современнике.//Нева №5’ 97 c 185-196.
2) Липовецкий М.Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО №11’ 95 c 230-244.
Роль буддизма в призведении В.Пелевина.
План:
1. Буддизм как восточная религия и философия. Основные положения.
2. Мировоззрение главного героя.
3. Роль буддизма в романе Пелевина.
Литература:
1) Курицын В. Группа продленного дня.// В.Пелевин Жизнь насекомых. М.:Вагриус 1997.
2) Философские словари, справочники, энциклопедии.
Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве.
План:
1. Основные черты постмодернизма в современной русской литературе.
2. Постмодернизм в других видах искусства. Доклад.
3. Беседа на тему: “Роль постмодернизма в современном искусстве и его перспективы”.
Произведения, которые необходимо прочитать учащимся по курсу:
1.Битов А. Пушкинский дом. Москва. Известия.1990.
2.Пелевин В.Омон Ра. Рассказы“ 9 – ый сон Веры Павловны”, “Спи”.
Москва – Терра, 1996.
3.Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.
Москва, 1998.
Критическая литература для подготовки к факультативному курсу:
1. Антонов А. Внуяз.// Грани №177, 1995 - С.125 – 148.
2. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение №37,
С.13.
3. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы //
Знамя №12'95 - С.210 – 214.
4. Кривцун О.А. Эстетика. М.: 1998.
5. Культурология. Ростов – на – Дону. 1997.
6. Курицын В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь насекомых. М.: Вагриус, 1997. – с.7 – 12.
7. Лавров В. Три романа Андрея Битова, или воспоминания о современнике // Нева №5'97. – с.185 – 196.
8. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО №11'95. – с.230 – 244.
9. Литературный энциклопедический словарь.
10. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач.90-х г.г XX в. Учебное пособие для студентов филфаков вузов. Изд. Центр “Экономпресс”. Минск, 1998.
11. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя №9'98.
12. Русская литература ХХ века. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Ред. Агеносова В.В. Москва. Изд. дом “Дрофа”, 1998.
Занятие №4.
Тема: Поэтика названий романа “Пушкинский дом” как черта постмодернизма. ( практическое занятие ).
Цель: Выяснить роль и значение номинаций романа.
Задачи: 1. Рассмотреть встречающиеся номинации и выявить переклички, ассоциации.
2. Познакомить учащихся с терминами “цитата”, “аллюзия”, “ременисценция”.
3. Выявить их роль и назначение.
Оборудование: Литературный энциклопедический словарь; на доске- определения: “цитата”, “аллюзия”, “ременисценция”.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя, теоретическое введение (термины).
3. Выделение номинаций и поиск перекличек (составление таблицы).
4. Обсуждение роли, назначения ременисценций в данном произведении.
5. Подведение итогов занятия.
6. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Тема сегодняшнего занятия – поэтика номинаций романа “Пушкинский дом” как черта постмодернизма.
Мы уже знаем с вами, что основная функция постмодернистского произведения – это интеллектуальная игра с читателем. Именно к организации такой игры и стремится автор
постмодернистского текста. Но не всегда можно сразу понять, для чего нужен автору тот или иной прием. Одним из самых главных формальных приемов в постмодернистском тексте является наличие множества цитат, намеков, отсылающих ко многим культурным источникам. В литературе этот прием не нов, но функции его со временем меняются. В начале и в течение ХХв. Пмсатели и поэты стремились с помощью намеков и ассоциаций создать особый неразделимый целостный художественный образ, используя при этом опыт всей предыдущей культуры. Последователи постмодернизма стремятся к оживлению интеллектуальной игры за счет отсылок к прошлой культуре, причем они бесцеремонно соединяют несоединимое, моделируют коллаж, чем еще более привекают к своим текстам.
Вы уже заметили, что номинации глав, разделов в романе “Пушкинский дом” во многом являются точными цитатами названий произведений классической литературы. На сегодняшнем занятии нам предстоит выяснить, случайны ли такие перемычки, и какую роль они играют в произведении.
Но сначала запишите в тетради определения различных видов цитат.
Цитата – точное использование отрывка того или иного произведения в тексте.
Аллюзия – намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общественное и поэтому не доказывается.[ ]
Ременисценция – напоминание о других дитературных произведений через использование характерных для них образов, мотивов, течевых оборотов. Рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя.
Нам предстоит найти переклички , определить их вид и назначение.