Смекни!
smekni.com

Практика страхования экспортных кредитов в Республике Беларусь (стр. 5 из 9)

В 70-е и 80-е годы XX в. главной задачей экспортных кредитов индустриально развитых стран было создание стимула для поддержки занятости и поддержания платежного баланса, особенно в странах, страдающих от потери конкурентности своей продукции и высокой инфляции. Однако по некоторым оценкам на самом деле влияние экспортно-кредитной политики на макроэкономику было довольно противоречивым, и с течением времени многие страны стали достигать стабилизации за счет других инструментов, таких как сбалансированная фискальная политика. Более того, были введены дополнительные ограничения на предоставление связанной помощи.

В середине 80-х годов прошлого столетия на базе идей, вытекающих из теории стратегической торговли, а также основывающихся на положительном опыте развивающихся азиатских стран, государственная экспортно-кредитная поддержка была направлена на стимулирование стабильного роста экспортно ориентированных отраслей и создание национальных лидеров-экспортеров. Модель работы ЭКА была изменена так, чтобы помогать экспортерам в преодолении рыночных барьеров и выходе на монополистические или олигополистические рынки. В последние 10 - 15 лет, совпавших со стремительным ростом экономик ряда развивающихся стран, официальная экспортно-кредитная поддержка была востребована как инструмент завоевания новых рынков.

До этого момента экспортный кредит рассматривался строго как связанный кредит, отвечающий следующей схеме: национальный производитель (высокий процент национального компонента) - национальный экспортер (компания, зарегистрированная в стране ЭКА) - национальный перевозчик для доставки товара (например, в случае с США).

В некоторых случаях эта логика была неприменима. Например, для экономик с высокой степенью интеграции в международную систему производства и торговли ограничения по поводу национального компонента становились абсолютно неприменимы. Правила постепенно смягчались и, вероятно, потребуют дальнейшего пересмотра. Однако чем сложнее оценить влияние экспортных кредитных программ на поддержание роста национальных экономик, тем сложнее оправдать использование бюджетных денег для предоставления субсидий.

В свете тенденции развития глобальной экономики в последние десятилетия к бизнес-модели ЭКА был предъявлен ряд требований, которые нашли свое воплощение в ряде изменений. В результате последнее десятилетие ознаменовалось успешным движением от негативных денежных потоков, генерируемых ЭКА, и серьезных убытков такой деятельности к росту операционной прибыли и успехам в действиях, направленных на возмещение долгов.

Реальность требовала расширения традиционной роли и исторической бизнес-модели. Глобализация торговли и интеграция финансовых рынков, изменение структуры организации промышленного производства (выразилось в делокализации) и все возрастающая роль частного сектора в условиях рыночной дерегуляции привели к возникновению достаточного числа альтернатив классическому экспортному кредиту с поддержкой ЭКА и к ограниченному его применению.

Как ни странно, именно в период академического забвения мир ЭКА пережил серьезную трансформацию. За кризисом 1990-х последовали значительные реформы в мире ЭКА, к сожалению, слабо замеченные вне этого мира.

Международное регулирование

Эволюция отношения к роли ЭКА получила свое отражение и в международном регулировании.

Как известно, основополагающим международным документом в этой области является Международное соглашение об экспортных кредитах (Guidelines for Officially Supported Export Credits), более известное как Консенсус (Consensus), принятое 22 странами - членами ОЭСР в 1978 г. Основной целью Консенсуса является поддержка конкуренции между экспортерами стран ОЭСР, опирающейся на цену и качество экспортируемых товаров и услуг, а не на более благоприятные условия государственной поддержки. Этот документ регламентирует кредиты со сроком погашения, превышающим два года.

Официальные кредиты могут быть предоставлены в разных формах: в виде гарантии, страхования экспортных кредитов (покрытие), финансовой поддержки (прямой кредит), прямого кредита и рефинансирования, субсидии процентных ставок или комбинации вышеперечисленного. Консенсус также применим к связанной помощи (tied aid). Его действие не распространяется на товары сельского хозяйства и военного назначения.

ОЭСР (OECD) с новыми нормами регулирования ввела более строгие и консервативные финансовые принципы - предписывая, например, придерживаться в работе принципа безубыточности и стремиться к экономически и социально целесообразным и убедительным сделкам. Это, в частности, предполагает придерживаться минимального размера премии, соблюдать экологические стандарты, предотвращать коррупцию.

Минимальный размер обязательного аванса в рамках экспортного контракта установлен на уровне 15% от его стоимости. Разрешено финансирование/страхование самой страховой премии в размере 100%. По желанию сторон премия может быть включена в стоимость контракта, при этом специально определена. Покрытие локальных затрат не должно превышать 30% стоимости контракта: последнее условие было введено на испытательный период, срок действия которого продлен до 31 декабря 2010 г.

Максимально возможный срок погашения экспортных кредитов зависит от категории страны-импортера, к первой категории относятся страны, входящие в Graduation list Мирового банка, все остальные страны относятся ко второй категории. Так, максимальный срок погашения для стран первой категории составляет 5 лет (в исключительных случаях - 8,5 года), для стран второй категории этот срок составляет 10 лет.

2.2 Примеры зарубежного опыта страхования экспортных кредитов

Основной задачей экспортно-импортных банков и специализированных агентств на этапе их создания являлась поддержка стратегически важных отраслей национальной экономики, осуществляемая в первую очередь через эффективное перераспределение бюджетных средств на их финансирование и развитие. При этом решалась также задача создания благоприятной конкурентной среды для национальных производителей, занимающихся внешнеторговыми операциями.

Страхование экспортных кредитов за рубежом осуществляется в основном государственными организациями: Департаментом гарантии экспортных кредитов (ДГЭК) в Великобритании, компанией страхования высшей торговли (КОФАСЕ) во Франции, подразделением по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового института в Италии, действующим от имени государства, частной компанией Гермес в Германии, Экспортно-импортным банком США. Необходима такая специализация и в Российской Федерации. Впервые на российском рынке страхование экспортных кредитов предложила страховая компания «Ингосстрах». Эта компания уже имела несколько десятков договоров о генеральных полисах страхования экспортных кредитов с крупнейшими российскими экспортерами. Для практической реализации экспортного страхования «Ингосстрах» разработал международную программу с общим лимитом на первый год в 500 млн.долл.США. Программа базируется на перестраховании части рисков ведущими страховыми и перестраховочными компаниями в мире: Герлинг-концерн, Ллойд, СКОР и др. Реализация данной программы невозможна без широкого сотрудничества с различными зарубежными компаниями, которые представляют информацию, помогают в течение короткого периода (обычно 10-12 дней) проверить платежеспособность потенциального партнера и определить кредитный лимит. Страховщик проводит такое исследование независимо от того, заключит в дальнейшем экспортер договор страхования или нет. Таким образом, страховая компания оказывает важнейшую услугу экспортеру по оценке платежеспособности потенциального партнера.

Что касается зависимости выбора основных источников финансирования экспортно-импортных банков и специализированных агентств от структуры владения, то частные европейские агентства Coface и Euler Hermes получают бюджетные ассигнования исключительно на осуществляемое ими страхование экспортных кредитов. Объемы выделяемых бюджетных средств определяются в соответствии со специальными нормативными актами. Основную же часть их собственных средств составляют средства акционеров и банковские кредиты. Объем сторонних займов у итальянского концерна SACE незначителен, что обусловлено изначальным наполнением капитала за счет государственных источников финансирования. По аналогичной схеме действует и канадская компания EDC, не получающая средств из госбюджета под обеспечение страховых операций, но на этапе создания получившая значительный объем средств в качестве уставного капитала.

В некоторой степени схожа политика формирования ресурсной базы у испанской корпорации по страхованию экспортных кредитов CESCE и Ex-Im Bank (США). Данные структуры в процессе своей деятельности переносят риски непосредственно на государственный бюджет. Однако для испанской модели характерно отнесение практически всего объема застрахованных рисков на счет государства, а Ex-Im Bank, напротив, привлекает государственные средства в свой капитал.

Большинство крупных европейских и североамериканских организаций напрямую страхуют экспортные кредиты, а также привлекают средства извне для финансирования своей деятельности. Единственным исключением является CESCE, которая наделена правом выступать лишь в роли посредника между государственным институтом экспортного страхования (Instituto de Credito Oficial) и собственно страхователем.