Смекни!
smekni.com

Реализация принципа наглядности при обучении аудированию на уроках английского языка в 6-7 класс (стр. 3 из 19)

Л. А. Григорович и Т. Д. Марциновская относят к наглядным следующие основные методы: демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т. д. [Григорович, с.128].

Существуют две большие подгруппы наглядных методов обучения: «методы иллюстраций и методы демонстраций» [Сластенин, с.236].

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.д.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и т.д.

Иллюстрации и демонстрации всегда сочетаются с наблюде­нием и словесными методами, объяснением. Они могут сопро­вождать устное изложение, тем самым активизируя познаватель­ную активность учащихся; могут использоваться при повторении и закреплении знаний. Но они в отдельных случаях имеют и само­стоятельное значение, приобретая исследовательский характер. В этих учебных ситуациях учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующем занятии.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстративные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Существуют различные классификации как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Классификация отечественных методистов выглядит следующим образом:

1) Е. И. Пассов делит наглядность на вербальную, схематическую, смешанную (вербально - схематическую) и иллюстративную [Пассов, с.153-154].

2) А. Д. Климентенко подразделяет наглядность на зрительную, слуховую и зрительно – слуховую [Климентенко, с. 174].

3) Л. М. Фридман выделяет натурально - вещественную, условно – графическую и знаковую наглядность [Фридман, с.242-243].

3) С. П. Баранов все наглядные пособия классифицирует на несколько групп [Баранов, с. 92]. К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, используемые в классе, в школе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые). Бесконечное множество предметов, явлений окружающего мира не может быть отнесено к учебным наглядным пособиям и средст­вам.

Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в учебном процессе.

Ко второй группе наглядных пособий относятся изображения предметов, явлений, которые Г. И. Щукина называет «предметная и образная наглядность» [Щукина, стр.298]. Натуральные предметы заменяются их моде­лями— объемными: чучела, муляжи и др. — и плоскостными: учебные картины, портреты писателей, исторических деятелей, рисунки и др.

К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия. Эту группу некоторые педагоги называют «условная изобразительная наглядность» [Щукина, стр.299]. Пособия представляют собой схемы, чертежи, кар­ты, символы и т. п. Они используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, физических, историче­ских, географических и других закономерностей, теорий. Например, в настоящее время невозможно представить изучение иностранного языка без использования опорных таблиц, карт, аудио и видеокассет (CD дисков).

4) Ю. К. Бабанский, в свою очередь, выделяет следующие группы наглядных пособий [Бабанский: методы обучения, с. 102]:

а) естественные натуральные объекты, с которыми учащиеся знако­мятся в ходе демонстраций учителя, экскурсий, прогулок и пр.;

б) специально изготовляемые иллюстративно-изобразительные сред­ства, отображающие реальные объекты — плакаты, схемы, картины, фотографии, графические пособия и пр., а также объемные геометрические фигуры, тела, муляжи и пр.;

в) условно-символические средства наглядности — карты, глобус, теллурий и др.;

г) демонстрационные приборы и модели, применяемые при изуче­нии предметов естественно-математического плана, и др.;

д) технические демонстрационные средства наглядности («динамическая наглядность» [Щукина, стр.299]) — кино, диафильмы, диапозитивы и пр.;

е) звуконаглядные средства — видеозапись и пр.

ж) отдельной группой идет словесно-образная наглядность [Щукина, стр.299]. Впечатляющий образ учи­тель может создать не только при помощи видимых предметов, он располагает выразительнейшими, живописующими средства­ми языка, слова, вызывающими ясные образы и впечатления учеников.

При обучении иностранному языку предмет обучения становится также и средством, и языковая наглядность помогает достичь целей обучения. Языковая наглядность должна реализовываться следующим образом: а) постоянная речевая деятельность учащихся на иностранном языке; б) речь учителя на уроке; в) стенды и газеты; г) радиопередачи; д) кружки; е) магнитофонные записи для самостоятельной работы; ж) вечера на иностранном языке [Грызулина, с. 120].

5) Наиболее полную классификацию наглядности предлагает В. А. Артемов. Он выделяет различные основания для классификации видов наглядности:

а) по особенности восприятия: предметная (объектная) и образная (символическая);

б) по степени натуральности и схематичности: вербальная, схематическая, смешанная (вербально - схематическая), иллюстративная;

в) по участию органов ощущения: зрительная, слуховая, зрительно – слуховая, мышечно-двигательная [Артемов, с. 170].

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. Компьютеры позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Проанализировав различные классификации видов наглядности, мы можем придти к выводу о том, что, в общем, все они совпадают и в некоторых случаях дополняют друг друга. Они могут быть сведены в одну общую схему видов наглядности, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка:

Рис. 1

Виды наглядности

предметная (объектная) смешанная (вербально –

схематическая)

схематическая аудиовизуальная

звуковая

изобразительная

вербальная невербальная

образная символическая

словесная объемная

Всестороннее использование принципа наглядности обучения предполагает не только опору на наглядные пособия, но и руко­водство, управление всеми сторонами чувственного познания уча­щихся.

Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи, в зависимости от уровня познавательной дея­тельности учащихся избирается тот или иной вид наглядности, способствующий доступному, сознательному, прочному обуче­нию.

1.3 Особенности применения наглядности в подростковом возрасте

Учебная деятельность подростка в связи с переходом его в 6 класс подвергается значительным изменениям: - новая систе­ма обучения требует и более высокой и более организованной умственной деятельности.

При обучении в начальной школе учитель по возможности из­бегает общих и отвлеченных понятий, старается конкретизировать и иллюстрировать учебный материал, добиваясь таким путем лучшего понимания.

У ученика - подростка проявляется потребность учиться, приобретать знания, но изучать не все, а только то, что его интересует. Перед учителем возникает важная задача: развить потребность подростка к познанию до желания изучать не только то, что интересно, но и то, что нужно.

По мнению М. В. Гамезо, «в процессе учебной деятельности необходимо учитывать и те возрастные особенности, которые характеризуют познавательные процессы подростка (восприятие, мышление, память)» [Гамезо, с. 79].

Опыт показывает, что восприятие и наблюдение подростка в одних случаях может отличаться тонкостью и мно­госторонностью, а в других случаях может поражать своей по­верхностностью и случайностью, что является результатом различного отношения ученика к воспринимаемому.

В процессе восприятия подросток часто ограничивается вос­приятием только одной стороны предмета или явления. Вслед­ствие этого бывает подчас искаженное восприятие. Это происхо­дит оттого, что при восприятии учащийся не производит соот­ветствующего анализа, а воспринимает то, что является наиболее ярким, привлекательным, впечатляющим, но не характерным, важным, существенным.