Смекни!
smekni.com

Реализация принципа наглядности при обучении аудированию на уроках английского языка в 6-7 класс (стр. 5 из 19)

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практика обучения выработала большое количество пра­вил, раскрывающих эффективное применение принципа наглядности. Эти правила должны приниматься учителями во внимание и на уроках иностранного языка с применением наглядности. И. П. Подласый приводит некоторые из них [Подласый: Педагогика,449]:

1. В обучении необходимо использовать тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.

2. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­бенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.

4. Никогда не надо ограничиваться наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­щихся.

5. Понятия и аб­страктные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различ­ные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учащихся.

7. Необходимо следить за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия
независимо от порядка, в котором они наблюдались.

8. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.

9. Лучше всего использовать различные виды наглядности, но не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

10. При использовании наглядности активизируется чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

11. Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

12. Не следует показывать учащимся того, чего учитель сам хорошо не знает; нужно старательно готовить наглядность к применению.

13. Применение современных средств наглядности (учебное телевидение, видеозапись, и др.) должно быть научным и обоснованным.

14. Применение наглядных средств должно воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­структивное творчество, интерес к учению.

15. В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планиро­вания и тщательной дозировки.

16. С возрастом учащихся предметная наглядность должна
все более уступать место символической; при этом предметом
особой заботы учителя должна быть адекватность понимания
сущности явления и его наглядного представления.

17. Наглядность - сильнодействующее сред­ство, которое при невнимательном или неумелом использова­нии может увести учащихся от решения главной задачи, под­менить цель ярким средством.

19. Необходима ясная цель использования наглядных средств в структуре урока (когда ввести, с какой целью, какой вывод по­следует);

20. Вывешивание заранее всех наглядных средств дезорганизует восприятие учащихся, рассеивает их внимание. В поле их зре­ния в необходимый момент должен находиться определенный объект, а остальные до показа должны быть либо закрыты, либо завешены;

21. Наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, что­бы не создавать побочных ассоциаций учащихся (не следует, например, пользоваться картиной для создания представлений о смешанном лесе, на первом плане которой изображены дети, собирающие грибы).

Г. В. Рогова приводит свои «правила, помогающие наиболее полной реализации принципа наглядности на уроке АЯ» [Рогова, с.70]:

1.Исходя из важности слуховой наглядности, следует непременно использовать аудитивные компоненты комплектов (звукозапись). Если учитель не использует звукозапись, он не развивает долж­ным образом фонематический слух, не формирует умение понимать иноязычную речь на слух и тем самым обрекает последующие этапы обучения на неудачу. В этом случае у учащихся страдает не только аудирование, но и другие виды речевой деятельности.

2. Учитывая большую роль слухового канала и возможности со­временной техники, необходимо учить детей на уроке пользоваться аудитивными средствами, с тем чтобы они могли работать с ними самостоятельно дома или в кабинете.

3. В целях создания зрительных представлений усваиваемого материала следует шире использовать зрительную наглядность. Не стоит ограничиваться тем, что включено в УМК, а педагогу самому подбирать интересные, яркие и понятные предметы, картинки, их изображающие, мимику, жесты и т. д. Создавать ситуации невербальными и вербаль­ными средствами, исходя из возможностей класса, с тем чтобы обеспе­чить учащимся достаточное для усвоения многократное повторение ограниченного языкового материала.

4. Учитывать большой методический потенциал экранных пособий (слайдов, видеофильмов) и тот боль­шой интерес, который проявляют к ним дети, шире использовать эти пособия в учебно-воспитательном процессе - при ознакомлении с новым материалом и особенно при тренировке и применении его учащимися.

Таким образом, перед тем, как использовать ту или иную наглядность на уроке АЯ, учителю необходимо с тщательной осторожностью подходить к ее подготовке, в противном случае используемая наглядность может послужить не «помощником» при работе учителя, а средством, отвлекающим внимание учеников от изучаемого материала.

2.2 Современная методика использования наглядности при обучении аудированию

При выборе упражнений для аудирования необходимо учитывать многочисленные факторы:

- аутентичность звучащей ситуации на пленке;

- трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться при прослушивании текста;

- способы повышения мотивации к прослушиванию и др.

Подготовка и управление заданием также должны быть настолько простыми, насколько возможно, так как действия, требующие слишком много бумаги, оборудования или этапов выполнения, не приносят ожидаемых результатов.

Кроме самого говорящего – выражения его лица, положения, глаз, жестов, тона голоса – слушание в режиме реального времени богато внешними условиями, сопровождающими содержание аудиотекста и подтекст того, о чем идет речь. Большинство внешних условий представлено наглядными материалами. Ими могут быть иллюстрации, диаграммы, карты, таблицы, изображения на проекторе и т.д., которые важны для эффективного выполнения заданий по аудированию.

Наглядность в аудировании играет большую роль, т.к. привлекает внимание учащихся и помогает им сконцентрироваться на задании. «Трудно сфокусировать внимание на речи, которую слушаешь «вслепую» [Ur,P. Teaching List.Comprehension/ 2001, с. 30].

В упражнениях с наглядностью ученики опираются на наглядный образ при одновременном прослушивании его описания. Описание может быть основано на деталях, представленных визуально, или может содержать дополнительную информацию, и использование иллюстрации служит лишь «отправной точкой в более длинном рассказе или описании» [Ur. P.Teaching list. Compreh. 2001, с. 53]. Это разногласие легко устраняется при использовании наглядного материала как основы.

Следует различать упражнения, основанные на наглядности, и упражнения, в которых наглядность является подсказкой. В последних наглядность может выступать в форме одного большого постера и нести информацию, на основании которой учитель может базировать текст для слушания; в то время как в упражнениях, основанных на наглядности, каждый ученик имеет копию материала и использует ее не только для получения информации, но также как бланк ответов.

Дж. Хармер выделяет следующие наглядные средства, наиболее часто применяемые учителями на уроках английского языка:

1. Картинки (нарисованные, взятые из книг, газет и журналов, или фотографии) или графика, чтобы облегчить учащимся процесс обучения;

2. Доска.

3. В отдельную группу он выносит использование видео в качестве наглядности.

Рассмотрим основные характеристики каждой из перечисленных групп.

1. Картинки / графика. «Картинки могут быть в форме маленьких

карточек, больших настенных карт, карт – подсказок (карточки, которые ученики используют в парной или групповой работах), фотографий или иллюстраций» [Harmer, The Practice of ELT, с. 134].

Задания с картинками подходят, в основном, для младших и средних школьников. Картинки должны быть с четким изображением предметов, объектов, людей и сцен, чье описание более или менее укладывается в рамки словарного запаса класса. Они должны содержать достаточно деталей для их максимально полного описания. Черно – белые картинки подходят лучше всего, т.к. обычно они достаточно четкие и легко воспроизводятся учащимися.

Э. Райт также выделяет так называемый «Раздаточный материал» [Wright A., с. 65] как вид наглядности. Это небольшие карточки, размер которых примерно 15 на 20 см, и они могут быть использованы для индивидуальной работы или для работы в маленьких группах на всех этапах обучения.