Смекни!
smekni.com

Тема Революции в Творчестве Блока (стр. 1 из 2)

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала

тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета ,еще

будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин

В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,

- Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог

знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это

было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется .

Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают

её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными

поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять ;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются .

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на

голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов , изображающих

город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично-

заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического

трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим здесь

измену канонам символизма .

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только