Смекни!
smekni.com

Германская филология (стр. 15 из 29)

4. Грамматические категории именных частей речи

Особенности категории числа и падежа в германских языках

Имя существительное в германских языках изменяется по числам – обладает категорией единственного и множественного числа и по падежам – падежная парадигма состоит из 5 падежей. Категория рода является не словоизменительной категорией, как число и падеж, а классифицирующей категорией (грамматический род – это способ формальной классификации существительных) и отчасти деривационной – словообразовательной категорией (существуют специальные суффиксы, с помощью которых образуются имена существительные мужского и женского рода).

Категория числа не имеет в германских языках своего показателя, отличающегося от категории падежа, поэтому падежная флексия является одновременно и показателем числа. Наряду с формами единственного и множественного числа в системе именных частей речи сохранились единичные формы двойственного числа: они представлены в парадигме склонения личных местоимений – wit мы оба, ugkis нас обоих, igqis вас обоих. С точки зрения эволюции категории количественности и числа двойственное число представляет собой более древнюю ступень развития мышления, на которой окружающая действительность классифицируется не четко логически в количественном отношении (один предмет – два предмета), а по группам – собирательным объединениям, классам и более мелким образованиям типа парных объединений объектов. Данная языковая и мыслительная особенность соответствует общественному разделению: в родовом обществе той эпохи на первый план выдвигались отношения рода, коллектива. Личность при этом представляется неотделимой от родовой группы, племени, дружины и т.п.

Имена существительные распределяются по трем родам – мужскому, женскому и среднему. В германских языках намечается тенденция к объединению классов слов по родовому признаку. Поэтому существительные разных грамматических родов начинают получать разное падежно-числовое оформление.

Падежная парадигма включает следующие формы: именительный, родительный, дательный и винительный падежи. Звательный падеж сохраняется лишь в единственном числе некоторых типов склонения. Что касается инструментального падежа, существовавшего в общегерманскую эпоху и сохранившегося в западногерманских языках, его специальная форма засвидетельствована лишь в указательном и вопросительном местоимении среднего рода.

В качестве примера приведем реконструкцию общегерманской парадигмы существительного на -а мужского рода:

единственное число множественное число

им.п. dag dagaz, dagoz, -os

род. dagas, -is dago

дат. dagai dagamiz, -mz

вин. daga daganz.

5. Система именных основ и тенденции ее развития в германских языках

В системе существительных в германских языках различаются следующие типы основ:

- основы на гласные: -а, -о, -i, -u. Склонение этих существительных принято называть сильным склонением,

- основы на n. Склонение этих существительных принято называть слабым склонением,

- основы на другие согласные звуки: -es, -r, -nd,

- корневые основы. Этот тип существительных стоит особняком от других существительных – у существительных корневых основ никогда не было основообразующего суффикса, а падежные флексии присоединялись непосредственно к корню, который поэтому фактически совпадал с основой.

Первоначальный смысл терминов сильное и слабое склонение заключался в том, что окончания существительных сильного склонения, особенно в немецком языке, достаточно ярко характеризуют каждый данный падеж, например: им. der Tag, род. des Tages, дат. dem Tage, тогда как окончания существительных слабого склонения мало выразительны, так что в ряде случаев падеж можно распознать только по форме артикля, например: им. der Lowe, род. des Lowen, дат. dem Lowen. Таким образом, в германском существительном гласные основы представлены в сильном склонении, а согласные – главным образом в слабом склонении. Все типы склонений существительных в германских языках имеют прототипы в индоевропейских языках, однако подобного четкого противопоставления двух основных типов склонения не было ни в одном из индоевропейских языков, так же как не было дихотомии сильных и слабых глаголов.

6. Имя прилагательное

Склонение прилагательного в германских языках отличается сложностью, которой не знают другие индоевропейские языки. Эта сложность, прежде всего, выражается в существовании на самой ранней стадии развития германских языков двух видов склонения, которые, как было указано выше, получают название сильного и слабого типов.

Сравним германское прилагательное с индоевропейским прилагательным. Так, например, в латинском языке склонение прилагательных принципиально не отличается от склонения существительных: прилагательное хороший склоняется по 1 и 2 склонению – форма мужского рода склоняется так же, как существительное 2 склонения сад, форма среднего рода – как существительное 2 склонения долина. Такое положение дел, несомненно, отражает древнее состояние, при котором не было различия между существительными и прилагательными, а существовал единый разряд имени.

В германских языках, начиная с древнейших памятников, наблюдается совершенно иная картина. Склонение прилагательных оказывается обособленным от склонения существительных по двум направлениям.

Каждое прилагательное может склоняться как по сильному склонению, т.е. с основой на гласный звук, так и по слабому склонению, т.е. с основой на -n.

Правила употребления сильного и слабого склонения прилагательных

Некоторые прилагательные используются только в формах, образуемых по сильному склонению: alls всякий, fulls полный; с глаголами wisan быть, wairþan становиться, а также в функции причастия или именной части сказуемого и в функции определения, если перед прилагательным не стоит форма указательного местоимения.

Некоторые готские прилагательные употребляются только в формах, образуемых по слабому склонению: ibna похожий, ainaha единственный, taihswa правый, а также в функции определения существительного после указательного местоимения и в обращениях, в сравнительной и превосходной степени прилагательных, причастии I.

Сильное склонение прилагательных не совпадает полностью с сильным склонением существительных, а отличается от него в том отношении, что формы нескольких падежей соответствуют склонению местоимений, так что сильное склонение прилагательных в целом представляет собой сочетание именных форм с местоименными формами.

Прилагательное, склоняющееся по сильному склонению, имеет в ряде падежей окончания, аналогичные окончаниям существительного сильного склонения с основой на -а мужского и среднего рода или -ō женского рода. В другие падежи проникают окончания указательных местоимений. Склонение прилагательных приобретает смешанную субстантивно-местоименную флексию.

Слабое склонение прилагательных характеризуется окончаниями, совпадающими с окончаниями слабого склонения существительного с основой на -n. В этом склонении прилагательное имеет окончания, субстантивные по своему происхождению и форме. Происхождение слабого склонения прилагательных, по-видимому, связано со следующими явлениями.

В древних индоевропейских языках, например, в древнегреческом языке, от прилагательных образуются существительные с основой на -n: от греч. strabós косоглазый образовано существительное Strabōn косой (субстантивированное прилагательное), от него образовано собственное имя знаменитого географа I в. н.э. Страбона. Platýs плоский дает Plátōn широкоплечий, плоский – имя греческого философа Платона. Такое субстантивированное прилагательное могло употребляться в функции приложения к имени собственному, например, в сочетаниях типа Иоанн слепой и превращаться в прилагательное-определение при имени собственном. Весьма возможно, что таким образом возникает слабое склонение прилагательных в германских языках. При помощи основообразующего суффикса -n первоначально образовывались существительные, означавшие предмет, обладающий свойством, выраженным соответствующим исходным прилагательным, а впоследствии эти существительные сами опять превратились в прилагательные.

Основная масса германских прилагательных могла склоняться как по сильному, так и по слабому склонению. Дифференциация зависит от синтаксических условий употребления: окончания сильного склонения имело прилагательное, стоящее в предикативной или в атрибутивной функции без детерминатива – указательного местоимения, выполняющего функцию артикля. Слабое склонение употреблялось в обращении или тогда, когда прилагательному предшествовал детерминатив.

Явление проникновения местоименных флексий в форманты прилагательного не характерно в целом для индоевропейских языков. Исключение, однако, составляют балтийские и славянские языки, где можно наблюдать сходные явления. Если сравнить окончания прилагательного в русском языке, то и здесь их местоименных характер бросается в глаза: добр-ого, добр-ому, добр-ой (ср. со склонением таких местоимений, как тот, того, тому, той и т.п.). Сравнение со слабым склонением существительного показывает полную аналогичность флексий. Таким образом, во флексии германского прилагательного ни в сильном, ни в слабом склонении нет морфологических показателей, которые были бы характерны только для прилагательного как особой части речи. Все окончания имеют либо местоименный, либо субстантивный характер.

Тот факт, что прилагательное не имело свойственных только этой части речи морфологических показателей, наводит на мысль, что на древней стадии развития языка существовала одна недифференцированная категория имени, или имя, называвшее как предмет, так и его свойства, иначе говоря, признак не мыслился отвлеченно от предмета. Данное свойство спаянности предмета и признака отражается и в синтаксисе – в структуре словосочетания прилагательное + существительное: грамматическое оформление выделившихся в особые классы существительного и прилагательного по-прежнему представлялось одинаковым, недифференцированным. Ср. в рус. красна девица, на босу ногу. Одним из свидетельств недифференцированности имени предмета и имени его свойства является широкое распространение в древних индоевропейских языках сложных имен типа рус. жар-птица, царь-колокол (бахуврихи). Особенно они были распространены в древнеиндийском, а также в германских языках – да. guþbyrne война + броня = доспехи. Следовательно, дифференциация в склонении прилагательного должна была быть вторичного происхождения, а не являлась инновацией. В таких случаях язык заимствует из тех источников, которые уже имеются в наличии. Именно сходство между указательными местоимениями и прилагательными в позиции по отношению к существительному и в характере его детерминации способствовало привлечению местоименных показателей для морфологического оформления прилагательного. Так появились местоименные окончания прилагательных в славянском и германском языках.