Долго и успешно избегая прямого слова, Солженицын пришёл к языку проповеди, что тот же час послужило поводом для зачисления писателя в диссиденты.
Первая попытка в новом для него жанре публицистики принесла Солженицыну оглушительный успех. Его письмо в мае 1967 Четвёртому Всесоюзному съезду писателей о цензурной травле литературы поддержали коллективным обращением более 80-ти литераторов и ещё полтора десятка писателей - отдельными посланиями. Солженицын отстаивал в нём гласность: "Честная и полная ГЛАСНОСТЬ - вот первое условие здоровья всякого общества... И кто не хочет нашей стране гласности - тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там"3.
Писатель преподал обществу прекрасный пример истинной гражданственности, внутренней свободы. "Открытое письмо" во многом перекликалось с книгой А.Д. Сахарова "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (1968). Солженицын выступил на общественном поприще - это было в духе времени, и маститый Каверин восхищенно воскликнул: "Ваше письмо - какой блестящий ход!"
Это был и жанровый ход. Пока он укладывался в стилистику эпохи, совпав со взлётом активности в стране. Он уходил в отрыв, лидером его признавали коллеги: "Солженицын... народный писатель, гордость, честь и слава нашей литературы. Исключение его из Союза писателей ляжет тяжёлым камнем на совести каждого члена Союза писателей..." Т. Литвинова, переводчица.
"Для многих миллионов людей у нас и во всём мире, для всех зарубежных друзей нашей страны Александр Солженицын олицетворяет лучшие традиции русской литературы, гражданское мужество и чистую совесть художника"... Л.З. Копелев.
"Я считаю, что исключение Александра Солженицына из Союза писателей - это национальный позор нашей Родины"... Л. Чуковская.
"А. Солженицын - гордость нашей литературы; среди современных русских писателей нет равного ему по масштабу таланта"... И. Грекова.
Литераторы не могли знать, что уже была закончена первая часть "Телёнка...", где Солженицын зафиксировал раскол в литературе. Обнинские атомщики ещё не могли прочесть о себе: "Непробудная, уютная, удобная дрёма советских учёных: делать своё научное дело, за это - жить в избытке, а за это - не мыслить выше пробирки".
Укрепляясь в жанре публицистики, Солженицын разоблачал бесцветный язык диссидентских посланий, часто неотличимый от обтекаемых газетных передовиц, восстанавливал "письменный язык нравственных сочинений: "И ненужное космическое хвастовство при разорении бедности дома, и укрепление дальних диких режимов"... "Выбили из голов всё индивидуальное и всё фольклорное, натолкали штампованного..., добили последние сельские церкви, растоптали и загадили кладбища..., изгадили, изрезали тракторами и пятитонками вековые дороги, мягко вписанные в пейзаж."
Разрабатывая жанр "нравственных сочинений", Солженицын обращается к архаике. Она-то окончательно обособила его от общественных движений 60-х годов. Из-под пера писателя стали выходить вещи пророческие, о которых он сам сказал когда-то: "Книга-то получилась. Очень правильная, если б все сразу стали по ней жить". Со временем сослагательное наклонение превратилось в повелительное, являя образ жизни: "Жить не по лжи!", где положительным героем стал сам Солженицын, а диалог он вёл не с людьми, с Богом.
"Бодался телёнок с дубом" как этап общественной борьбы написан в необычном жанре - автобиографии, т.е. как житие святого, составленное им самим.
Со страниц мемуаров встаёт образ человека, с юности осознавшего своё предназначение вести диалог с Богом. Он говорит откровенно: "Это не я сделал, это - ведено было моею рукой", "Как Ты мудро и сильно ведёшь меня, Господи!", "О, дай мне, Господи, не переломиться при ударах! Не выпасть из руки Твоей." Выполнение завета и есть жизнь героя, этому подчинено всё; он скован в личной жизни, ограничен в выборе друзей, лишен развлечений, "свободы поступков, свободы высказываний, свободы выправленной спины", даже профессиональной радости творческих мук: "Обминул меня Бог творческими кризисами". Награда за это - только сам завет. Всё остальное - "мишура предопределённая". Ещё молодым, в лагере, герой "Телёнка..." узнал про Нобелевскую премию и понял: "Вот это-то, что нужно мне для будущего моего прорыва" .Потому впоследствии он так выжидательно-спокоен:"В четвёртый четверг октября объявили Нобелевскую по литературе -и не мне". Ему она досталась в четвёртый четверг следующего года.
Согласно канону агиографии, в повествовании с точностью назван день переломного испытания героя. 11 сентября 1965 года у него конфискуют архив с черновиками будущих книг. Герой ропщет: "Вот этого провала я не мог уразуметь! Этот провал снимал начисто весь прежний смысл". Через некоторое время всё становится ясно: "Мне начинает открываться высший и тайный смысл того горя, которому я не находил оправдания... для того была мне послана моя убийственная беда, чтоб отбить у меня возможность таиться и молчать, чтоб от отчаянья я начал говорить и действовать." Начался новый этап в жизни героя.
Ведомый Божьим промыслом, герой был готов к любому повороту судьбы, знал и предвидел многое: извивы писательского пути, всемирную славу, духовную власть. То есть герой "Телёнка" ведал то, что выпадет на долю Александра Солженицына.
Однако персонаж "Телёнка " и реальное лицо - разные люди. Об этом свидетельствуют отклики идейных антагонистов (В. Лакшин, Г. Померанц), личный противник (первая жена Наталья Решетовская), слова исследователей творчества писателя (Л. Копелев, Ж. Медведев, Д. Браун) и сам текст мемуаров.
С теорией предопределения не увязывается, например, реплика о Хрущёве:" Выдвинутый одним этим человеком - не на нём ли одном я и удержался? " Упрёк Твардовскому: "Раздавался железный скрежет истории, а он всё видел иерархию письменных столов" в такой же степени можно отнести и к самому автору - уж очень скрупулёзно Солженицын разбирается в "Телёнке" и с силами редакции "Нового мира", и с Союзом писателей, и окружением Хрущёва. Автор умело бьёт на жалость, ориентируясь в ситуации: "Фотограф оказался плох, но то, что мне нужно было, -выражение замученное и печальное, мы изобрели". Он знает, когда на дело сыграет простота: "Нарочно поехал в своём школьном костюме, купленном в "Рабочей одежце", в чиненых - перечиненных ботинках с латками из красной кожи по чёрной и сильно нестриженым". Для большей ёмкости изображения времени Солженицын использует и высокие сферы политики:" Для схватки с китайцами им всякое оружие будет хорошо, и очень пригодятся мои сталинские главы".
Итак, главный герой "Телёнка" выражает следующие моменты авторской концепции:
Солженицын - последовательный носитель Божьего промысла о себе, избравший путь правды и борьбы;
Он до последней возможности использует официальные каналы, а затем решительно переходит на путь открытого протеста;
Писатель - творческая личность, вытолкнутая в диссидентство после честного сотрудничества с системой.4
Сложись общественно-политическая ситуация в стране для Солженицына благоприятно, останься он признанным писателем -эти заявки могли бы приумножить художественный талант его, но события пошли таким путём, что только деревенская проза числит "Матрёнин двор" среди своих шедевров.
4. Идейно-художественный анализ произведений, рекомендуемых для изучения в школе.
Жить не по лжи.
Рассказ "Матрёнин двор" доступен пониманию одиннадцатиклассников общеобразовательных школ. Чаще всего методисты акцентируют внимание учащихся на образе главной героини: жертва Матрёна или святая?
В классах с углублённым изучением литературы этот рассказ можно рассматривать несколько в другом аспекте, придерживаясь правил литературоведческого анализа. Надеемся, что из предложенного ниже плана урока по рассказу Солженицына учитель выберет подходящий для его класса материал.
Темой урока может служить указанный выше заголовок либо сформулированный так: "Для миллионов людей христианство началось с "Матрёниного двора".
Эпиграф: Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ. А. Солженицин.
Цель урока: Познакомить учащихся с творческой биографией писателя, замыслом., историей создания, проблематикой рассказа "Матрёнин двор" и донести до сознания школьников его идею.
Основное содержание урока.
Биографическая справка. Материалы по этому разделу урока можно найти в начале предложенного методического пособия, а также подобрать необходимую дополнительную литературу, указанную на последней странице работы.
История создания рассказа. В 1959 году в Рязани Солженицын задумал написать "Один день советского учителя": о скудости советского человека, скудости моральной, психологической и социальной. Действие происходит в 1956 году: бывший зэк, а ныне школьный учитель и его квартирная хозяйка, немногословная, улыбчивая и бескорыстная, сразу находят общий язык. В основе этого согласия - взаимное уважение. В доме Матрёны всё правда -от колченогой кошки до пожелтевших плакатов. Как образец русской женщины Матрёна таит в себе прекрасные качества некрасовской Матрёны Тимофеевны (скромность, воздержанность, трудолюбие), которые безжалостно истребляет российская действительность. Трагично её прошлое, исковерканное грубостью мужчин, трагичен её конец - бессмысленная смерть на железнодорожном переезде.