Смекни!
smekni.com

Жить не по лжи Методические рекомендации по изучению творчества АИ Солженицына (стр. 4 из 7)

Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе заменен автором на 1953.

Имея в виду первоначальное название произведения, попробуем определить его тему.

Тема - жизнь патриархального российского села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию и "рушат связи и смысл".

-Кто ещё из российских писателей обращался к этой теме?

В. Овечкин, Е. Дорош, Ф. Абрамов, Б. Можаев.

-В первом варианте названия встречается редко сегодня употребляемое слово "праведник". Что оно означает?

Праведник, - объясняет словарь С.И. Ожегова, - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности ( правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

-Как мы растолкуем смысл начального названия рассказа?

Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.

-Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?

Да. Нравственные начала стали иметь чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё по многим параметрам.

-С чего начинается повествование?

Герой рассказа Игнатьич, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло у познавшей жизнь, но не озлобившейся пожилой женщины. Он искупил грехи и хочет жить достойно.

-Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?

Грехи власти. Сама жизнь подарила безвестному Игнатьичу этот образ русской судьбы, эту Матрёну, бедную благами, но прямо восходящую к Блаженствам Нагорной проповеди. Рядом с ней герой успокаивается душой, приобретает радость от подаренного людям труда. Он работает в сельской школе учителем математики.

-В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?

Обычно школьники без труда находят в тексте ответ на этот вопрос.

-Как называется произведение, в котором раскрывается биография писателя?

Автобиографическим. Отстаивая гуманистическую веру в человека, завещанную классикой минувшего столетия, Солженицын доказывал на известных ему примерах конкретных людей, что человек заслуживает большого уважения, что многие находят в себе силы для сопротивления "зубьям зла". Споря по этому поводу с В. Шаламовым, Солженицын утверждал, что невозможно растлить тех людей, "у кого есть устоявшееся ядро, а не та жалкая идеология -"человек создан для счастья", -выбиваемая первым ударом дрына5.

В нашем, произведении главным героем является не рассказчик, хотя именно он даёт оценку всему происходящему, и не автор - тоже персонаж, своими глазами видевший Матрёну, симпатизирующий её умению творить добро.

-Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа?

Конечно же, Матрёна, со своей нелёгкой судьбой в суровом государстве, не растерявшая в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств.

Удивительная подлинность рассказа достигается писателем при помощи удачно подобранного жанра - очерка, того же самого, каким сотворил свои "Записки охотника" И.С.Тургенев.

Идея "Матрёниного двора" и его проблематика подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини.

Идея: на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.

Проблематика:

Русская деревня начала 50-х годов, её жизнь, обычаи, нравы.

Взаимоотношения власти и человека-труженика.

Карающая сила любви.

Особая святость помыслов героини.

Композиция. А. Солженицын разделил свой рассказ на три части.

-Как их можно озаглавить?

Изображение русской деревни начала 50-х годов.

Жизнь и судьба героини рассказа.

Уроки нравственности.

Общая характеристика произведения помогает продуктивнее работать над текстом "Матрёниного двора".

1. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?

Проработавшая всю жизнь "за палочки", Матрёна украсила свой дом горшками да кадками с фикусами, тусклым зеркалом и двумя яркими дешёвыми плакатами на стене. Автор неоднократно подчёркивает мысль о том, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: "Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть- из колхоза её отпустили."

"Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца".

"Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день иди опять. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались..."

Очень знакомая нам картина, подобные мытарства испытал капитан Копейкин, герой поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души", существовавший в литературе за столетие до появления Матрёны. Крепки традиции бюрократизма в России.

2. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?

Она пыталась самостоятельно решить свои проблемы, не рассчитывая на государство, которому она отдала четверть века непосильного и бесплатного труда: добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

3. Почему Матрёне приходилось воровать?

Ворует она от безвыходности своего положения, не всё в жизни зависит от человека, он должен быть защищён государством. В 50-х годах Солженицын заострил эту социальную проблему и до сих пор в своих выступлениях не устаёт повторять, что сполна и своевременно оплаченный труд может ускорить проводимые правительством реформы. Чиновники его слушают, но понимают ли?

4. Как складывались у Матрёны отношения с властью?

Как и у всех односельчан, государство было глухо к их просьбам, равнодушно к их несчастьям. " У полотна,- объясняет Матрёна,- не коси - там свои хозяева, и в лесу косить нету - лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят - не колхозница, мол, теперь..." "Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором".

"Стояли вокруг леса, а топки взять было негде... не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся..." Актуальность приведённой цитаты не требует доказательств, нынешнее положение труженика вряд ли можно определить улучшившимся с тех пор. Пожалуй, из государственной опеки сегодня вычеркнуты и те, кто в 50-е ещё получал " да по машине..." от муниципальных щедрот.

5. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?

Они собирались по несколько человек для смелости и носили торф в мешках. Иногда по два пуда несли за три километра. "Спина у меня никогда не заживает, - признаётся Матрёна. - Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда".

6. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?

Нагнетали страх. Чтобы устрашить односельчан, представители власти ходили с обыском, составляли протокол на незаконный торф и передавали в суд. Постоянный страх был спутником жизни Матрёны, но наступающие холода снова гнали её по ночам с мешком или санками.

7. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?

Власть не считала это своей обязанностью. Профессионализм -один из важнейших мотивов творчества Солженицына. К его лучшим страницам принадлежат технические описания в романе "В круге первом", диспетчерские тонкости в "Кречетовке", подробности болезней и методов лечения в "Раковом корпусе". Там же любимый солженицынский персонаж доктор Орещенков возмущается коллегой: " Он на пенсию перешёл... И в этот день выяснилось, что никакой он не рентгенолог, что никакой медицины он знать больше ни одного дня не хочет, что он - исконный пчеловод и теперь будет только пчёлами заниматься...Если ты пчеловод -что же ты лучшие годы терял?"

Человек, по мнению Соженицына, должен заниматься своим делом, которое знает и любит - не благодаря, не вопреки, а вне зависимости. Матрёна в работе тоже находит смысл жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и она была тут в одной упряжке:" Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот вечер подступил".

Люди понимали безрезультатность "коллективного" труда. Они отбывали на рабочем месте положенные часы, а не выполняли дело, потому что заработки не вдохновляли, результаты труда никого не интересовали. Эту тему в русской литературе развивали и А.Н. Радищев, и Н.А. Некрасов, и М.Е Салтыков-Щедрин.

Озаглавив рассказ фразой "Матрёнин двор", А.И. Соженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

8. Что сообщает нам автор о Матрёне Васильевне?