- Почто жалуетесь? Господь сам предал себя мукам и смерти, а вы хотите, чтобы он вас от нее охранил? О, маловерные! Неужто вы не поняли его учение? Неужто он вам обещал одну и ту же жизнь? Вот он приходит к вам и говорит вам: "Идите моим путем!", вот он подымает вас к себе, а вы цепляетесь за землю и вопите: "Господи, спаси!" Я, который перед богом прах, но перед вами апостол божий и наместник, говорю вам именем Христовым: "Не смерть перед вами, но жизнь, не муки, но неслыханные наслаждения, не слезы и стоны, но песнь, не рабство, но престол царский! Я, апостол господень, говорю тебе, вдовица, сын твой не умрет, но родится во славе для жизни вечной, и ты соединишься с ним! Тебе, отец, у кого невинных дочерей опозорили палачи, я обещаю, что ты найдешь их сияющими белизной, как лилии Хеврона! Вам, матери, которых отымут у сирот, вам, что лишаются отцов, вам, что сетуете, вам, что будете зреть гибель любимых, вам, опечаленные, страждущие, тревожащиеся, и вам, кому предстоит умереть, я обещаю именем Христовым, что вы пробудитесь, как ото сна, к божьему. Во имя Христа, да спадут бельма с глаз ваших и отогреются сердца!".
С этими словами апостол поднял руку повелительным жестом, и все почувствовали, что живее потекла кровь в их жилах, но также и дрожь пробежала по телу, ибо стоял перед ними уже не старец, дряхлый и недужный, но властелин, который брал их души и, поднимая из праха, освобождал от тревоги.
- Аминь! – вскричали несколько голосов.
А из его глаз излучался все более яркий свет, и вся его фигура дышала силой, величием, святостью.
… Даже лицо апостола изменилось, озарилось каким-то необычным светом – некоторое время смотрел он так и молчал, словно онемев от восторга, но вот опять они услышали его голос…"
Библия свидетельствует, что слушателей следует готовить к восприятию речи оратора. Эта мысль выражена в притче о сеятеле. Только подготовленные, настроенные на восприятие речи слушатели принимают идеи оратора, претворяют их в дела.
Библия рекомендуют: "Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, то удерживает язык свой от зла и уста свои от лукавых речей". [Первое соборное послание Св. ап. Петра, гл. 10]
В "Книге премудростей Иисуса сына Сирахова" читаем: "Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих" [гл. 5, 14]; "Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" [гл. 5, 12]; будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ" [гл. 5, 13]; "Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь" [гл. 6, 5]; "Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире" [Толковая библия, т. 5, с. 168]; "Перед собранием старших не многословь, и не повторяй слово в прошении твоем" [гл. 7, 14]; "Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того" [гл. 19, 14]; "Расспроси друга, ибо часто бывает клевета" [гл. 19, 15]; "В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему". [гл. 5, 15]
О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты:
- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
- первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);
- первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и культуры.
[Данные примеры приводятся по книге Л.А. Введенской, П.П. Червинского, с. 216-217].
Наши современники не менее высоко оценивают роль, силу слова:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно продать,
И предать, и купить,
Слово можно в разящий
Свинец перелить, – пишет В.Шефнер. И таких примеров можно привести много.
Понимание роли слова в жизни людей послужило причиной того, что уже в античности в Греции сложилось учение об искусстве речи и появился сам термин риторика.
2. Понятие речевого события, его характеристика
Речевое событие – это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:
1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;
2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.
Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.
При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию.
3. Основные признаки речевой ситуации
Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей "Риторике" [Античные риторики. М., 1978] Он писал, что "речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)". [Риторика: книга первая] Помимо говорящего и адресата (лица, к которому обращена речь), в речевой ситуации часто участвуют и другие, кто является свидетелем происходящего. Для речевой ситуации также важны отношения между участниками общения, и прежде всего – учет социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной речи участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.
Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в "Риторике" обращал большое внимание на цель речей разного типа:
"Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное". Цель говорящего в такой речи – показать слушателям, "что такое хорошо и что такое плохо", зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному.
"Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справделивое и несправедливое"; один обвиняет, другой защищает или защищается. – Цель говорящего – доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.
"У человека, дающего совет (политического оратора), цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего". [Аристотель. Риторика, кн. 1]
Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие), поскольку, как уже говорилось выше, сила воздействия слова велика. Типы речевых поступков в современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может совершать? Назовем основные.
Цель говорящего
(речевое намерение)
Тип речевого акта
(речевого действия)
Тип речи
(дискурса)
1. Сообщить, информировать
Сообщение информации
Информирующий
2. Высказать и доказать свое мнение
Убеждение
Аргументирующий
3. Побудить к действию
Побуждение
Агитирующий
4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину
Поиски смысла
Эврический (от греч. eurisko – нахожу)
5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного
Оценка (похвала и пори-цание)
Эпидейктический
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым
Игровые речевые акты
Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диат-рибический (от греч. diatribo – провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою "эмонациональную картину" мира
Эмотив
Поэтический
Художественный
[Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996, с. 57]
Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т.д.).
Для того, чтобы речь (слово) действовала эффективно, необходимо, чтобы речевая ситуация характеризовалась некоторыми признаками. Во-первых, следует соблюдать принцип гармонии речевого события, т.е. то, о чем говорят, должно соответствовать условиям речи. Во-вторых, существуют определенные требования к поведению говорящего. Не случайно риторика говорит: "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит", а римский теоретик риторической педагогики Квинтилиан писал: "Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком". Выполнение этой рекомендации потребует длительного времени, времени воспитания в себе "Человека", однако есть и более конкретные рекомендации сделать свою речь эффективной (убедительной, убеждающей).
Несмотря на национальные различия в речевом идеале, есть нечто общее, что обусловливает успех речи.
Правило 1.
ВЫ говорите со слушателями (-ем) как с равноправным партнером.
Правило 2.
ВЫ уважаете мнение слушателей (-я).
Правило 3.
ВЫ заинтересованы во взаимодействии со слушателями (-м).
Правило 4.
Речь является успешной, если слушатели готовы к восприятию речи. Следовательно, аудиторию надо готовить к восприятию речи.
А.К. Михальская приводит такой перечень качеств говорящего, обеспечивающих успешность речи:
- обаяние;
- артистизм;
- уверенность;
- дружелюбие;
- искренность;
- объективность;
- заинтересованность;
- увлеченность.
[Указ. раб., с. 67]. Подробнее см. об этом далее тему "Особенности публичной речи".
Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:
- не навязывайся;
- выслушай собеседника;
- будь дружелюбен.
Мы видим, и эти рекомендации носят прежде всего этический характер, как и приведенные выше.
Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей.